Ulan-Ude, Russian Federation
5.1.4
343.9
10.85
40.00.00
67
75
LAW
The article draws attention to the institute of public assistant of the investigator of the Investigative Committee of the Russian Federation. It is noted that there are analogs in other law enforcement agencies. The unconditional usefulness of the corresponding activity for both investigators-mentors and law students is stated. The problems arising at realization of the considered format of attraction of potential personnel for work in the Investigatory Committee of the Russian Federation are revealed.
mentoring, investigator, public assistant, personnel policy, law schools, prestige of investigative activity, infantilization of students
В нашей стране привлечение граждан правоохранительными органами для выполнения отдельных задач практикуется достаточно давно. Так, постепенно сформировался институт общественных помощников. Если обратиться к советскому периоду, то, как отмечает Р.И. Хаяли, например, в прокуратуре ему предшествовали, условно говоря, довоенный и послевоенный периоды. Первому известны институт общественных обвинителей, группы содействия прокуратуре, институт социалистических совместителей следователей и прокуроров [1, c.46-48]. В послевоенный период в союзных республиках были приняты положения об общественных помощниках прокурора, в соответствии с которыми таковыми становились «студенты — будущие юристы или лица пенсионного возраста, ранее работавшие в правоохранительных органах» [1, c.49]. В дальнейшем, с середины 1980-х годов граждане, получившие статус общественных помощников прокуратуры осуществляли полномочия на основе добровольности и безвозмездности на постоянной основе, а не без отрыва от основного места работы (как это было ранее)[1, c.49-51]. Известен институт общественных инспекторов по охране труда, на которых возлагались отдельные функции по надзору за проведением в жизнь законов по охране труда и технике безопасности на производстве[1]
Значимость института общественного помощника следователя на современном этапе вряд ли можно переоценить. На это неоднократно обращалось внимание и учеными и практическими работниками. Так, в Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 74[2] отмечается необходимость «Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации» (ст. 1). В серии работ, посвященных тому, как следователю эффективно взаимодействовать и обучать общественного помощника своему «ремеслу» Ю.П. Гармаев и ряд его соавторов неоднократно обращают внимание на то, что при должной организации такого взаимодействия, работа общественного помощника может принести большую пользу не только следователю, но и всему следственному подразделению, а также получить важные знания и практические навыки самому молодой человеку[2, c.46; 3][3].
Действительно, институт общественного помощника позволяет, как говориться «убить несколько зайцев»:
- определенным образом разгрузить следователя, за счет делегирования ряда задач, которые, как правило, успешно могут быть выполнены молодым человеком;
- обучить азам профессии следователя претендента на соответствующую должность. Фактически можно вести речь о своеобразной подготовке будущих кадров для Следственного комитета РФ;
- общественному помощнику получить определенный опыт, посмотреть, чем, как говорится, «на местах» занимаются следователи, обучится выполнению некоторых задач, входящих в ежедневную работу следственного подразделения.
Вероятно, принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на опыт советской прокуратуры [1, c.45-51], институт общественного помощника получил свое развитие и у современных работников прокуратуры. В настоящее время возможность быть принятым внештатным работником прокуратуры на общественных началах есть в целом ряде субъектов Российской Федерации. Такая возможность устанавливается Положениями, утверждаемыми приказами прокуроров регионального уровня[4]. Тем не менее, в отличие от Следственного комитета РФ, единое, принятое на общероссийском уровне положение, принято не было.
В системе МВД РФ институт общественного помощника отсутствует, но имеет место некий его аналог – институт внештатного сотрудника полиции [4, c.30]. В качестве внештатных сотрудников полиции на добровольной, гласной и безвозмездной основе привлекаются граждане по следующим направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; поиск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление экспертно-криминалистической деятельности (ст. 2,4 Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции[5]).
Но вернемся к общественным помощникам следователей Следственного комитета РФ. На просторах интернета можно встретить интересные и положительные отзывы о работе в этом качестве от нынешних следователей и студентов юридических факультетов[6]. В целом, верно отмечается, «общественный помощник – это элита, "гвардия" молодых юристов…, который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя» [2]. В тоже время рассматриваемый формат привлечения потенциальных кадров для работы в Следственном комитете РФ, ровно как и любой иной «работающий механизм», сталкивается с определенными проблемами. О некоторых, преимущественно проявляющихся в рамках непосредственного взаимодействия следователя-куратора и общественного помощника, мы писали ранее (некомпетентность молодых людей в выполнении ряда задач; «сваливание» на общественного помощника преимущественного технической работы и, наоборот, поручение ответственной работы, с которой помощник не справился в установленные сроки и пр.[5, c.115; 6, c.258]). В рамках настоящей публикации хотелось бы обратить внимание и на иные проблемы.
1. Отдельные, воспринимаемые некоторыми гражданами в качестве негативных, условия службы в правоохранительных органах. Это обусловливается рядом обстоятельств[7]: высокой профессиональной нагрузкой; субъективным убеждением ряда нынешних сотрудников и тех, кто рассматривает Следственный комитет РФ в качестве потенциального места службы, в том, что оплата труда могла быть больше (высказывая это мнение, респонденты отмечали, что «можно найти работу, пусть и на десять, двадцать тысяч меньше, но с более легким графиком»; «курьер или таксист в Москве зарабатывают больше, чем следователь» и т.п.); необходимость заниматься не только следственной деятельностью, но и составлением большого количества иных документов, отработкой материалов, которые, по мнению следователей, однозначно не имеют судебной перспективы; необходимость обеспечить требуемые показатели раскрываемости и др. обстоятельствами.
2. Снижение престижа службы в правоохранительных органах. С одной стороны это связано с общей тенденцией снижения авторитета и доверия к сотрудникам «в глазах» населения. Среди причин этого случаи недостаточно коррективного, а порой и прямо противоправного поведения со стороны правоохранителей; недостойное и даже хамское отношение к сотрудникам со стороны некоторых субъектов (отдельные «люди у власти», блогеры, «золотая молодежь» и т.п.). Манера их общения с представителями власти, «обливание их грязью», формирует у других граждан представление о вседозволенности, возможности проявления неуважения к правоохранителям.
3. Нежелание целого ряда студентов юридических факультетов и институтов (речь, прежде всего, о гражданских вузах, поскольку в ведомственных учебных заведениях ситуация в этом смысле определенным образом отлична) связывать свою трудовую деятельность со службой в правоохранительных органах. Обозначенная тенденция в настоящее время все более развивается. К сожалению, следует констатировать, что, к примеру, в Республике Бурятия, на юридических факультетах вузов лишь 8-10% студентов заявляют о желании связать свою будущую профессиональную деятельность со Следственным комитетом РФ. И, если лет семь-десять назад желающих стать общественными помощниками было достаточно много и преподаватели кафедрально обсуждали с руководителями следственных подразделений разрешать ли студенту работу в соответствующем подразделении (оценивали успеваемость, личные качества и проч.), то сейчас ситуация изменилась, как говорится, на противоположную. Преподаватели по запросам следователей постоянно предлагают студентам «испытать свои силы» в качестве общественных помощников, а желающих почти нет. Как отмечают сами следователи «лет десять назад у каждого из них было в среднем по 3-5 общественных помощника», сейчас мало кто имеет хотя бы одного.
Описываемая тенденция частично связана с вышеописанными причинами (известными, и субъективно воспринимаемыми как негативными, условиями службы; снижение престижа службы в правоохранительных органах), однако не только с ними. Здесь следует обратить внимание на отличия «во взглядах на жизнь» молодых людей от предыдущего поколения, психофизиологическое состояние некоторых нынешних студентов[7]. Характерная для них инфантильность во многих случаях является серьезным препятствием в принятии важных жизненных решений, влияет на нежелание брать на себя ответственность, которая в любом случае сопровождает деятельность сотрудников правоохранительных органов.
На нежелание работать общественными помощниками может влиять и не всегда положительный опыт прохождения, предусмотренной учебным планом вуза, практики (ознакомительной, производственной, учебной) в тех или иных правоохранительных органах. Речь идет о типичных ситуациях, использования студентов-практикантов преимущественного для технической работы по принципу «принеси-подай-отнеси». В результате, молодые люди не получают нужного представления о деятельности в тех или иных ведомствах либо, наоборот, у них формируется о работе правоохранителей негативное представление. В результате в ряде случаев такое представление по аналогии складывается и в отношении работы в качестве общественного помощника.
Хотелось бы обратить внимание и на смежную проблему – молодые люди, на протяжении длительного времени работавшие общественными помощниками в Следственном комитете РФ, трудоустраиваются в качестве следователей, но увольняются спустя непродолжительное время (зачастую в среднем 1-3 года). Как показало интервьюирование следователей, основные причины связаны с тем, что некоторые молодые люди:
- меняют свои место жительства и (или) семейное положение: вступают в брак, переезжая в другой населённый пункт / регион, где не желают продолжать службы в Следственном комитете РФ;
- не выдерживают нагрузки. Дело в том, что работая общественным помощником, претенденты на службу в Следственном комитете работают «в щадящем режиме», а став следователями нагрузка вырастает (иногда в несколько раз), свободного времени на ведение привычного образа жизни практически не остается, да и ответственность за свои действия и решения они несут уже в полном объеме.
- рассматривают Следственный комитет РФ в качестве «стартовой площадки» для последующего трудоустройства в прокуратуру.
Описанный круг проблем далеко не исчерпывающий. Они во многом связаны с более широкой проблемой – общим для страны снижением уровня образования и желания многих людей работать на благо общества, определенной инфантильностью молодого поколения, необходимостью повышения престижа следственной работы и снижения нагрузки на следователей и т.п. Соответственно, для разрешения названных и иных сопутствующих проблем, требуется разноплановая работа в социальной, экономической, культурной и мн. других сферах современного общества.
[1] Положение об общественных инспекторах по охране труда: (утв. НКТ СССР 10.08.1931 № 226) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=49451#brL5HcUiYLivwERs (дата обращения: 29.01.2025).
[2] «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации»): Приказ СК России от 04.05.2011 № 74 (ред. от 31.01.2022) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2025).
[3] Руководство для следователя и его общественного помощника: Учебно-практическое пособие" (отв. ред. Ю.П. Гармаев) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2025); и др.
[4] См., например: «Об утверждении Положения об общественных помощниках прокуратуры города Севастополя»: Приказ прокурора г. Севастополя от 23.08.2019 № 198. Официальный сайт Прокуратуры г. Севастополя : URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_92/documents?item=69892963 (дата обращения: 29.01.2025); Положением об общественных помощниках прокурора в прокуратуре Тюменской области, утвержденным приказом прокурора Тюменской области от 15.07.2022 № 11-ОД и др.
[5] Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции: Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции», утверждённая Приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8: URL: https://base.garant.ru/70153600/(дата обращения: 29.01.2025).
[6] Обаяние и справедливость: интервью с молодым рязанским следователем Ксенией Хреновой / Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области https://ryazan.sledcom.ru/news/item/1772146/ (дата обращения: 29.01.2025); Из общественного помощника – в успешные следователи / Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по республике Крым и городу Севастополю https://crim.sledcom.ru/Sovet-molodyh-sledovatelej/item/1422351 (дата обращения: 29.01.2025); Общественный помощник – школа следователя/ Весть News: https://m.vest-news.ru/article/25277 (дата обращения: 29.01.2025)и др.
[7] На указанные обстоятельства обращают внимание следователи Следственного комитета РФ, включая тех, кто в отставке, а также студенты юридических вузов.
1. Khayali, R.I. Institut obshchestvennikh pomoshchnikov v sovetskoi prokurature: pravovoi status, sotsialnii sostav, polnomochiya [Institute of public assistants in the Soviet Prosecutor's Office: legal status, social composition, powers] // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2021. T. 8. № 2. Pp.46-48. (in Russian).
2. Garmaev, Y.P. Kriminalisticheskoe obespechenie deyatelnosti obshchestvennogo pomoshchnika sledovatelya: postanovka problemi [Criminalistic support of the activities of the public assistant of the investigator: problem statement] // Vestnik kriminalistiki. 2011. Vyp. 3(39). Pp. 46-52.
3. Bychkov, A.V., Garmaev, Y.P. Kriminalisticheskoe obespechenie deyatelnosti obshchestvennogo pomoshchnika sledovatelya i praktikanta: kollegi, predlagaem sotrudnichestvo! [Criminalistic support of the activity of public assistant investigator and trainee: colleagues, offer cooperation!] URL: https://www.iuaj.net/node/871 (date of reference: 29.01.2025).
4. Zubenko, E.V. Pravovie i kriminalisticheskie aspekti vzaimodeistviya sledovatelya organov vnutrennikh del s obshchestvennim pomoshchnikom [Legal and criminalistic aspects of interaction between the investigator of internal affairs bodies with a public assistant] // Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2018. №1(5). Pp.23-29.
5. Popova, E.I., Salishev, S.N. Problemi realizatsii instituta obshchestvennogo pomoshchnika sledovatelya Sledstvennogo komiteta Rossii [Problems of realization of the institute of public assistant of the investigator of the Investigative Committee of Russia] // Bulletin of the Siberian Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. № 1(54). Pp. 114-117.
6. Salishev, S.N., Popova, E.I. O neobkhodimosti kriminalisticheskogo obespecheniya deyatelnosti obshchestvennogo pomoshchnika sledovatelya [On the need for criminalistic support of the activities of public assistant investigator] // Law and Law. 2023. № 11. Pp. 257-260.
7. Novikova, P.P. Infantilnost molodyozhi v sovremennom mire Mezhdunarodnii pedagogicheskii portal (litsenziya na osushchestvlenie obrazovatelnoi deyatelnosti. [Infantilization of youth in the modern world International Pedagogical Portal (license for educational activities]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/infantilnost-molodeji-v-sovremennom-mire3593823004/ (date of address: 29.01.2025).