Улан-Удэ, Россия
ВАК 5.1.4 Уголовно-правовые науки
УДК 343.9 Криминология. Криминалистика
ГРНТИ 10.85 Криминалистика
ОКСО 40.00.00 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ТБК 75 Право. Юридические науки
BISAC LAW LAW
В статье обращается внимание на институт общественного помощника следователя Следственного комитета Российской Федерации. Отмечается, что аналоги имеют место и в других правоохранительных органах. Констатируется безусловная польза соответствующей деятельности как для следователей-кураторов, так и для студентов юридических направлений. раскрываются проблемы, возникающие при реализации рассматриваемого формата привлечения потенциальных кадров для работы в Следственном комитете Российской Федерации.
наставничество, следователь, общественный помощник, кадровая политика, юридические вузы, престиж следственной деятельности, инфантильность студентов
В нашей стране привлечение граждан правоохранительными органами для выполнения отдельных задач практикуется достаточно давно. Так, постепенно сформировался институт общественных помощников. Если обратиться к советскому периоду, то, как отмечает Р.И. Хаяли, например, в прокуратуре ему предшествовали, условно говоря, довоенный и послевоенный периоды. Первому известны институт общественных обвинителей, группы содействия прокуратуре, институт социалистических совместителей следователей и прокуроров [1, c.46-48]. В послевоенный период в союзных республиках были приняты положения об общественных помощниках прокурора, в соответствии с которыми таковыми становились «студенты — будущие юристы или лица пенсионного возраста, ранее работавшие в правоохранительных органах» [1, c.49]. В дальнейшем, с середины 1980-х годов граждане, получившие статус общественных помощников прокуратуры осуществляли полномочия на основе добровольности и безвозмездности на постоянной основе, а не без отрыва от основного места работы (как это было ранее)[1, c.49-51]. Известен институт общественных инспекторов по охране труда, на которых возлагались отдельные функции по надзору за проведением в жизнь законов по охране труда и технике безопасности на производстве[1]
Значимость института общественного помощника следователя на современном этапе вряд ли можно переоценить. На это неоднократно обращалось внимание и учеными и практическими работниками. Так, в Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 74[2] отмечается необходимость «Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации» (ст. 1). В серии работ, посвященных тому, как следователю эффективно взаимодействовать и обучать общественного помощника своему «ремеслу» Ю.П. Гармаев и ряд его соавторов неоднократно обращают внимание на то, что при должной организации такого взаимодействия, работа общественного помощника может принести большую пользу не только следователю, но и всему следственному подразделению, а также получить важные знания и практические навыки самому молодой человеку[2, c.46; 3][3].
Действительно, институт общественного помощника позволяет, как говориться «убить несколько зайцев»:
- определенным образом разгрузить следователя, за счет делегирования ряда задач, которые, как правило, успешно могут быть выполнены молодым человеком;
- обучить азам профессии следователя претендента на соответствующую должность. Фактически можно вести речь о своеобразной подготовке будущих кадров для Следственного комитета РФ;
- общественному помощнику получить определенный опыт, посмотреть, чем, как говорится, «на местах» занимаются следователи, обучится выполнению некоторых задач, входящих в ежедневную работу следственного подразделения.
Вероятно, принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на опыт советской прокуратуры [1, c.45-51], институт общественного помощника получил свое развитие и у современных работников прокуратуры. В настоящее время возможность быть принятым внештатным работником прокуратуры на общественных началах есть в целом ряде субъектов Российской Федерации. Такая возможность устанавливается Положениями, утверждаемыми приказами прокуроров регионального уровня[4]. Тем не менее, в отличие от Следственного комитета РФ, единое, принятое на общероссийском уровне положение, принято не было.
В системе МВД РФ институт общественного помощника отсутствует, но имеет место некий его аналог – институт внештатного сотрудника полиции [4, c.30]. В качестве внештатных сотрудников полиции на добровольной, гласной и безвозмездной основе привлекаются граждане по следующим направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; поиск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление экспертно-криминалистической деятельности (ст. 2,4 Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции[5]).
Но вернемся к общественным помощникам следователей Следственного комитета РФ. На просторах интернета можно встретить интересные и положительные отзывы о работе в этом качестве от нынешних следователей и студентов юридических факультетов[6]. В целом, верно отмечается, «общественный помощник – это элита, "гвардия" молодых юристов…, который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя» [2]. В тоже время рассматриваемый формат привлечения потенциальных кадров для работы в Следственном комитете РФ, ровно как и любой иной «работающий механизм», сталкивается с определенными проблемами. О некоторых, преимущественно проявляющихся в рамках непосредственного взаимодействия следователя-куратора и общественного помощника, мы писали ранее (некомпетентность молодых людей в выполнении ряда задач; «сваливание» на общественного помощника преимущественного технической работы и, наоборот, поручение ответственной работы, с которой помощник не справился в установленные сроки и пр.[5, c.115; 6, c.258]). В рамках настоящей публикации хотелось бы обратить внимание и на иные проблемы.
1. Отдельные, воспринимаемые некоторыми гражданами в качестве негативных, условия службы в правоохранительных органах. Это обусловливается рядом обстоятельств[7]: высокой профессиональной нагрузкой; субъективным убеждением ряда нынешних сотрудников и тех, кто рассматривает Следственный комитет РФ в качестве потенциального места службы, в том, что оплата труда могла быть больше (высказывая это мнение, респонденты отмечали, что «можно найти работу, пусть и на десять, двадцать тысяч меньше, но с более легким графиком»; «курьер или таксист в Москве зарабатывают больше, чем следователь» и т.п.); необходимость заниматься не только следственной деятельностью, но и составлением большого количества иных документов, отработкой материалов, которые, по мнению следователей, однозначно не имеют судебной перспективы; необходимость обеспечить требуемые показатели раскрываемости и др. обстоятельствами.
2. Снижение престижа службы в правоохранительных органах. С одной стороны это связано с общей тенденцией снижения авторитета и доверия к сотрудникам «в глазах» населения. Среди причин этого случаи недостаточно коррективного, а порой и прямо противоправного поведения со стороны правоохранителей; недостойное и даже хамское отношение к сотрудникам со стороны некоторых субъектов (отдельные «люди у власти», блогеры, «золотая молодежь» и т.п.). Манера их общения с представителями власти, «обливание их грязью», формирует у других граждан представление о вседозволенности, возможности проявления неуважения к правоохранителям.
3. Нежелание целого ряда студентов юридических факультетов и институтов (речь, прежде всего, о гражданских вузах, поскольку в ведомственных учебных заведениях ситуация в этом смысле определенным образом отлична) связывать свою трудовую деятельность со службой в правоохранительных органах. Обозначенная тенденция в настоящее время все более развивается. К сожалению, следует констатировать, что, к примеру, в Республике Бурятия, на юридических факультетах вузов лишь 8-10% студентов заявляют о желании связать свою будущую профессиональную деятельность со Следственным комитетом РФ. И, если лет семь-десять назад желающих стать общественными помощниками было достаточно много и преподаватели кафедрально обсуждали с руководителями следственных подразделений разрешать ли студенту работу в соответствующем подразделении (оценивали успеваемость, личные качества и проч.), то сейчас ситуация изменилась, как говорится, на противоположную. Преподаватели по запросам следователей постоянно предлагают студентам «испытать свои силы» в качестве общественных помощников, а желающих почти нет. Как отмечают сами следователи «лет десять назад у каждого из них было в среднем по 3-5 общественных помощника», сейчас мало кто имеет хотя бы одного.
Описываемая тенденция частично связана с вышеописанными причинами (известными, и субъективно воспринимаемыми как негативными, условиями службы; снижение престижа службы в правоохранительных органах), однако не только с ними. Здесь следует обратить внимание на отличия «во взглядах на жизнь» молодых людей от предыдущего поколения, психофизиологическое состояние некоторых нынешних студентов[7]. Характерная для них инфантильность во многих случаях является серьезным препятствием в принятии важных жизненных решений, влияет на нежелание брать на себя ответственность, которая в любом случае сопровождает деятельность сотрудников правоохранительных органов.
На нежелание работать общественными помощниками может влиять и не всегда положительный опыт прохождения, предусмотренной учебным планом вуза, практики (ознакомительной, производственной, учебной) в тех или иных правоохранительных органах. Речь идет о типичных ситуациях, использования студентов-практикантов преимущественного для технической работы по принципу «принеси-подай-отнеси». В результате, молодые люди не получают нужного представления о деятельности в тех или иных ведомствах либо, наоборот, у них формируется о работе правоохранителей негативное представление. В результате в ряде случаев такое представление по аналогии складывается и в отношении работы в качестве общественного помощника.
Хотелось бы обратить внимание и на смежную проблему – молодые люди, на протяжении длительного времени работавшие общественными помощниками в Следственном комитете РФ, трудоустраиваются в качестве следователей, но увольняются спустя непродолжительное время (зачастую в среднем 1-3 года). Как показало интервьюирование следователей, основные причины связаны с тем, что некоторые молодые люди:
- меняют свои место жительства и (или) семейное положение: вступают в брак, переезжая в другой населённый пункт / регион, где не желают продолжать службы в Следственном комитете РФ;
- не выдерживают нагрузки. Дело в том, что работая общественным помощником, претенденты на службу в Следственном комитете работают «в щадящем режиме», а став следователями нагрузка вырастает (иногда в несколько раз), свободного времени на ведение привычного образа жизни практически не остается, да и ответственность за свои действия и решения они несут уже в полном объеме.
- рассматривают Следственный комитет РФ в качестве «стартовой площадки» для последующего трудоустройства в прокуратуру.
Описанный круг проблем далеко не исчерпывающий. Они во многом связаны с более широкой проблемой – общим для страны снижением уровня образования и желания многих людей работать на благо общества, определенной инфантильностью молодого поколения, необходимостью повышения престижа следственной работы и снижения нагрузки на следователей и т.п. Соответственно, для разрешения названных и иных сопутствующих проблем, требуется разноплановая работа в социальной, экономической, культурной и мн. других сферах современного общества.
[1] Положение об общественных инспекторах по охране труда: (утв. НКТ СССР 10.08.1931 № 226) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=49451#brL5HcUiYLivwERs (дата обращения: 29.01.2025).
[2] «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации»): Приказ СК России от 04.05.2011 № 74 (ред. от 31.01.2022) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2025).
[3] Руководство для следователя и его общественного помощника: Учебно-практическое пособие" (отв. ред. Ю.П. Гармаев) // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2025); и др.
[4] См., например: «Об утверждении Положения об общественных помощниках прокуратуры города Севастополя»: Приказ прокурора г. Севастополя от 23.08.2019 № 198. Официальный сайт Прокуратуры г. Севастополя : URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_92/documents?item=69892963 (дата обращения: 29.01.2025); Положением об общественных помощниках прокурора в прокуратуре Тюменской области, утвержденным приказом прокурора Тюменской области от 15.07.2022 № 11-ОД и др.
[5] Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции: Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции», утверждённая Приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8: URL: https://base.garant.ru/70153600/(дата обращения: 29.01.2025).
[6] Обаяние и справедливость: интервью с молодым рязанским следователем Ксенией Хреновой / Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области https://ryazan.sledcom.ru/news/item/1772146/ (дата обращения: 29.01.2025); Из общественного помощника – в успешные следователи / Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по республике Крым и городу Севастополю https://crim.sledcom.ru/Sovet-molodyh-sledovatelej/item/1422351 (дата обращения: 29.01.2025); Общественный помощник – школа следователя/ Весть News: https://m.vest-news.ru/article/25277 (дата обращения: 29.01.2025)и др.
[7] На указанные обстоятельства обращают внимание следователи Следственного комитета РФ, включая тех, кто в отставке, а также студенты юридических вузов.
1. Хаяли, Р.И. Институт общественных помощников в советской прокуратуре: правовой статус, социальный состав, полномочия // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 2. С. 46-48.
2. Гармаев, Ю.П. Криминалистическое обеспечение деятельности общественного помощника следователя: постановка проблемы // Вестник криминалистики. 2011. Вып. 3(39). С. 46-52.
3. Бычков, А.В., Гармаев, Ю.П. Криминалистическое обеспечение деятельности общественного помощника следователя и практиканта: коллеги, предлагаем сотрудничество! URL: https://www.iuaj.net/node/871 (дата обращения: 29.01.2025).
4. Зубенко, Е.В. Правовые и криминалистические аспекты взаимодействия следователя органов внутренних дел с общественным помощником // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. №1(5). С.23-29.
5. Попова, Е.И., Салишев, С.Н. Проблемы реализации института общественного помощника следователя Следственного комитета России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2024. № 1(54). С. 114-117.
6. Салишев, С.Н., Попова, Е.И. О необходимости криминалистического обеспечения деятельности общественного помощника следователя // Закон и право. 2023. № 11. С. 257-260.
7. Новикова, П.П. Инфантильность молодёжи в современном мире Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/infantilnost-molodeji-v-sovremennom-mire3593823004/ (дата обращения: 29.01.2025).