сотрудник
УДК 343.985 Криминалистическая тактика. План расследования. Тактика получения доказательств. Тактика задержания преступника. Розыск
Современные технологии беспилотных летательных аппаратов всё активнее внедряются в работу правоохранительных органов, меняя подходы к обеспечению безопасности и способы расследования преступлений. В статье разбирается, как именно данные технологии могут помочь органам внутренних дел в служебной деятельности. Обращается внимание на аспекты использования и применения беспилотных летательных аппаратов, как важный элемент доказательственной базы. Дается анализ практики применения данных устройств в разрезе нормативно-правовой регламентации. Рассмотрен аспект подготовки специалистов по применению беспилотных летательных аппаратов. В статье исследуется классификация, их технические особенности и преимущества разных типов аппаратов. Даются выводы о необходимости продолжения совершенствования правовой регламентации использования и применения беспилотных летательных аппаратов для организации и проведения процесса расследования преступлений органами внутренних дел.
Беспилотные летательные аппараты, правоохранительная деятельность, нормативное регулирование, техническое оснащение правоохранительной деятельности, криминалистическая тактика.
Беспилотные летательные аппараты (далее – БПЛА) сегодня играют важную роль в обеспечении безопасности. В соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции», правоохранительные органы имеют возможность использовать БПЛА для слежения за потенциально опасными объектами и лицами, а также для обеспечения безопасности при проведении значимых государственных и международных мероприятий [1]. Такое применение технологий позволяет существенно улучшить возможности оперативного реагирования и документации сотрудниками органов внутренних дел, в рамках служебной деятельности в общем и расследования, раскрытия преступлений, в частности.
Стоит отметить, что непосредственно и сам БПЛА может стать объектом криминалистического исследования, а по своей природе именно комплексного, например, в рамках расследования преступлений, когда данные технические средства выступали инструментом совершения преступлений. При этом не только само устройство данных аппаратов, но и интегрированный подход к анализу данных, собранных с него (а равно и хранящиеся в нём), позволяют получить ценные доказательства о действиях преступников. Это обстоятельство позволяет утверждать, что БПЛА не является лишь инструментом наблюдения, но и может быть источником информации.
Нормативное регулирование использования БПЛА в работе правоохранительных органов определяется в части 3 статьи 11 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции». Здесь указано, что полиция может использовать беспилотные воздушные аппараты для документирования обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений и происшествий, а также для фиксации действий сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей. Установленные законодательные нормы подтверждают актуальность внедрения БПЛА в правоохранительную практику, что важно и актуально в условиях стремительного развития технологий.
Развитие технологий и интеграция БПЛА в работу правоохранительных органов требует не только совершенствования технической базы, но и усиления нормативно-правовой регламентации. Подходы в работе и использование БПЛА должно соответствовать определенным стандартам безопасности и конфиденциальности, особенно при работе с чувствительными данными, порождаемыми в ходе проведения предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности. Для защиты собранной информации необходимо внедрять современные протоколы шифрования и системы контроля целостности данных, что обеспечивает их надежность как на этапе передачи, так и при хранении. Этот подход должен быть регламентирован как в рамках нормотворческой работы, так и закрепляться на методическом уровне использования технических средств и подходов.
Особое внимание следует уделять подготовке специалистов, управляющих БПЛА. Обучение операторов и лиц, в профессиональной деятельности которых будет использоваться данных вид технологический, должен быть охвачен не только технический аспект работы с оборудованием, но и вопросы права, этики и тактического применения БПЛА. Как отмечается в исследовании О.Б. Дроновой, Е.В. Прокофьевой, Т.К. Агарковой «условием эффективного применения БПЛА является разработка стандартизированных методик использования данных технических средств с учетом тактических особенностей производства различных следственных действий» [1] и, следовательно, комплексный подход к обучению позволяет повысить профессиональную компетентность сотрудников и гарантировать законность использования БПЛА в рамках уголовно-процессуальных действий. Это становится ключевым фактором успешного внедрения данной технологии в правоохранительную практику.
Современные тенденции развития технологий открывают новые возможности для расширения потенциала БПЛА. Внедрение технологий искусственного интеллекта может значительно упростить процесс сбора, обработки и анализа данных, полученных с помощью БПЛА. Такая интеграция технологий делает в свою очередь работу правоохранителей более эффективной и оперативной.
Таким образом, использование БПЛА в правоохранительной сфере представляет собой не просто технологическое обновление, но и важный шаг в развитии технико-криминалистических методов. Эти устройства становятся неотъемлемой частью арсенала современных правоохранительных органов, позволяя улучшать качество расследований, повышать безопасность общества и поддерживать правопорядок. Грамотное внедрение БПЛА в работу правоохранителей, обеспеченное надежной нормативно-правовой базой и качественным обучением специалистов, создает прочную основу для дальнейшего развития данного направления.
Для полноценного понимания потенциала БПЛА важно начать с определения их сути и функциональности. В научной литературе существует множество подходов к формулировке понятия БПЛА. Например, согласно общепринятому определению (Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»), это техническое устройство, спроектированное для выполнения задач в воздушном пространстве без участия пилота на борту. Другая норма определяет БПЛА как летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов (Постановление Правительства РФ от 11 марта
Современные БПЛА оснащены комплексными системами, обеспечивающими их эффективную работу. Ключевыми элементами являются системы навигации, дистанционного управления и безопасности. Системы навигации играют центральную роль в обеспечении точного положения аппарата в пространстве. Для этих целей используются как зарубежные технологии, такие как система глобального позиционирования (GPS), так и российская Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Эти инструменты позволяют не только определять местоположение БПЛА, но и строить оптимальные маршруты полета, что особенно важно при работе в сложных условиях.
В зависимости от типа силовых установок, БПЛА делятся на те, что оснащены электромоторами, поршневыми или реактивными двигателями. Такое разделение позволяет оптимизировать выбор аппарата в зависимости от задач и условий эксплуатации. Каждая из силовых установок обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, которые описаны в специальной литературе [2, с.13].
Поршневые БПЛА обеспечивают более длительное время полета и большую дальность по сравнению с электромоторными. Также поршневые двигатели могут развивать большую мощность, что полезно для более крупных или тяжелонагруженных БПЛА. Но данный тип силовых установок обладает значительным уровнем шума, производят выхлопные газы и требуют регулярного обслуживания, что увеличивает эксплуатационные расходы.
БПЛА с реактивными двигателями могут достигать значительно больших скоростей, а также работают более эффективно на больших высотах, где воздух разрежен. К недостаткам БПЛА с реактивными двигателями относят высокую стоимость и техническую сложность обслуживания, а также большой расход топлива.
По длительности полета БПЛА подразделяются на короткодействующие, среднедействующие и долгодействующие, что определяет радиус полета и время нахождения в воздухе.
Также БПЛА классифицируют по взлетной массе, высоте полета и скорости, что крайне важно для выполнения специфических задач, например, необходимостью крепления груза к БПЛА, или выполнения полета в сложных погодных условиях [3].
По назначению выделяют следующие БПЛА:
1) Информационные, включающие в себя:
- Разведывательные БПЛА, предназначенные для длительного мониторинга обширных территорий (Например, для мониторинга метеоусловий).
- БПЛА-Ретрансляторы, обеспечивающие связь между различными радиосигналами.
2) Имитационные, включающие в себя:
- Учебно-испытательные авиационные-ложные цели (АЛЦ), которые имитируют различные воздушные судна.
- Боевые АЛЦ, используемые военными с целью имитации воздушного судна для дезориентации противника.
3) БПЛА гражданского назначения, используемые для мониторинга, фото, видеосъемки и других мирных целей.
4) Боевые БПЛА, включающие в себя:
- Ударные
- БПЛА радиоэлектронной борьбы
- БПЛА истребители
- Вспомогательные БПЛА.
Также, практически любой вид БПЛА может дополнительно оснащаться разнообразными техническими средствами, позволяющими улучшить эффективность выполнения различных задач, от мониторинга и наблюдения до проведения спасательных и поисковых операций.
Внедрение технологии виртуальной реальности в БПЛА, также является актуальным направлением. Ефимов А.И. и Балилый Н.А. в своей научной статье предлагают реализовать системы управления беспилотными летательными аппаратами методом обучения и тестирования данных систем путем погружения всей системы и её отдельных компонентов в максимально приближенную к реальным условиям виртуальную реальность [5]. Технология виртуальной реальности в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) используется для упрощения управления и получения результатов применения БПЛА, так как с использованием данной технологии появляется возможность панорамного вида камеры. Оператор БПЛА использует специальную VR-гарнитуру, чтобы видеть то, что видит камера БПЛА в режиме реального времени, это создает эффект «присутствия», улучшая ориентацию и точность управления. Также данная технология может использоваться при обучении операторов БПЛА.
Таким образом, подробно рассмотрев разновидности БПЛА и их технические характеристики, технологические возможности можно сделать следующий вывод о том, что для правоохранительных органов наиболее подходящими моделями являются БПЛА вертолетного типа, обладающие следующими важными преимуществами:
- Вертикальный взлет и посадка: такие БПЛА не требуют специализированных площадок для взлета и посадки, что позволяет их использовать в городских условиях и в труднодоступных местах.
- Маневренность: БПЛА вертолетного типа могут легко изменять высоту и положение в пространстве, что идеально подходит для городских условий, и может значительно ускорить процесс производства процессуальных действий.
- Способность к длительному зависанию: Эти устройства могут на длительное время зависать в одной точке, что важно для получения качественных фотоизображений.
- Возможность установки на БПЛА технических средств, таких как камеры высокого разрешения, тепловизоры, системы связи и так далее.
Перечисленные преимущества являются важной составляющей при выборе БПЛА вертолетного типа для правоохранительных органов. Использование таких БПЛА увеличивают возможности правоохранительных органов по охране общественного порядка, обеспечению общественного порядка, а также повышают эффективность расследования и раскрытия преступлений [4].
Согласно нормативным документам, таким как Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», использование беспилотных технологий полностью легитимизировано и направлено на повышение качества работы правоохранительных органов. Это подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и практическими результатами внедрения БПЛА в оперативную деятельность.
На данный момент официально на снабжение в МВД России не зафиксировано принятие в эксплуатацию каких-либо моделей беспилотных летательных аппаратов, так как основным эксплуатантом определена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Тем не менее, должностные обязанности в структуре центров информационных технологий, связи и защиты информации МВД России предстоит скоро пересмотреть и дополнить, учитывая возрастающую необходимость использования ведомственных БПЛА и разработку мер противодействия использованию БПЛА правонарушителями.
В частности, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) БПЛА уже находят применение для решения ряда задач:
- документирования и фиксации случаев нарушения правил дорожного движения;
- поиска угнанных автомобилей;
- обнаружения транспортных средств, покинувших место дорожно-транспортного происшествия.
Для решения вышеуказанных задач, одним из первых видов БПЛА, внедренных в ГИБДД, стал российский летательный аппарат марки «Zala 421-21 Серафим», разработанный Ижевским заводом, в последствии стали поступать модифицированные варианты «Zala 421-16E».
Остальными подразделениями правоохранительных органов БПЛА могут применяться в следующих сферах:
- фото- и видеосъемка в ходе осмотра места происшествия (уменьшает риск утраты вещественных доказательств и увеличивает информативность кадров);
- авиаразведка в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения и т.д.);
- поиск преступников, совершивших побег и скрывающихся от правоохранительных органов, а также пропавших без вести лиц;
- патрулирование неблагополучных или сложнодоступных районов;
- съемка с воздуха в целях расследования и уголовного преследования.
Научные исследования в данной области также подчеркивают важность интеграции БПЛА в систему обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Использование таких технологий позволяет существенно расширить возможности правоохранительных органов в сборе доказательственной базы, наблюдении за территориями и координации действий во время проведения различных мероприятий [6].
Таким образом, применение БПЛА в работе правоохранительных органов является перспективным направлением развития современных технологий в сфере обеспечения безопасности. Эти устройства обеспечивают уникальные возможности для выполнения задач различной сложности, особенно в условиях ограниченного пространства или повышенной опасности. Интеграция БПЛА в оперативную деятельность правоохранительных структур способствует повышению эффективности расследований, улучшению качества фиксации происшествий и снижению рисков для сотрудников.
Однако для полноценного использования потенциала БПЛА необходима дальнейшая работа над совершенствованием нормативно-правовой базы, а также подготовкой квалифицированных специалистов [5], способных эффективно управлять данными технологиями. Развитие данного направления требует тесного взаимодействия между научными учреждениями, разработчиками технологий и правоохранительными органами для создания оптимальных решений, отвечающих современным вызовам. В конечном итоге, беспилотные летательные аппараты становятся важным элементом арсенала современных правоохранительных органов, позволяющим повысить уровень безопасности и эффективности работы в сложных условиях.
1. Дронова О. Б. Современные возможности применения беспилотных летательных аппаратов для обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России / О. Б. Дронова, Е. В. Прокофьева, Т. К. Агаркова // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 4(62). – С. 91-96.
2. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние, под ред. В.С. Фетисова, научное издание, Уфа: ФОТОН, 2014. – С. 217.
3. Дронова О. Б. Нагрузка беспилотных летательных аппаратов как средства криминалистической техники: основные понятия и виды / О. Б. Дронова, Е. С. Килинкарова // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2023. – № 3(66). – С. 93-102.
4. Бегалиев Е. Н. О перспективах применения беспилотных летательных аппаратов в ходе производства отдельных следственных действий / Е. Н. Бегалиев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2019. – № 2(89). – С. 163-172.
5. Ефимов А. И. Методика обучения систем управления беспилотными летательными аппаратами путем погружения их в виртуальную реальность / А. И. Ефимов, Н. А. Балилый // Кибернетика и программирование. – 2019. – № 2. – С. 17-22.
6. Савельева М.В. Тактико-технические возможности беспилотных летатальеных аппаратов в криминалистической деятельности / М. В. Савельева, А. В. Смушкин // Проблемы уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы. – 2017. – № 2(10). – С. 9-14.