THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE FIGHT AGAINST CRIME
Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern technologies of unmanned aerial vehicles are increasingly being introduced into the work of law enforcement agencies, changing approaches to ensuring security and ways of investigating crimes. The article examines exactly how these technologies can help law enforcement agencies in their official activities. Attention is drawn to aspects of the use and application of unmanned aerial vehicles as an important element of the evidence base. The analysis of the practice of using these devices in the context of regulatory regulation is given. The aspect of training specialists in the use of drones is considered. The article examines the classification of unmanned aerial vehicles, their technical features and the advantages of different types of vehicles. Conclusions are drawn about the need to continue improving the legal regulation of the use of unmanned aerial vehicles for the organization and conduct of the crime investigation process by law enforcement agencies.

Keywords:
Unmanned aerial vehicles, law enforcement, regulatory regulation, technical equipment of law enforcement, criminalistic tactics.
Text

 

Беспилотные летательные аппараты (далее – БПЛА) сегодня играют важную роль в обеспечении безопасности. В соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции», правоохранительные органы имеют возможность использовать БПЛА для слежения за потенциально опасными объектами и лицами, а также для обеспечения безопасности при проведении значимых государственных и международных мероприятий [1]. Такое применение технологий позволяет существенно улучшить возможности оперативного реагирования и документации сотрудниками органов внутренних дел, в рамках служебной деятельности в общем и расследования, раскрытия преступлений, в частности.

Стоит отметить, что непосредственно и сам БПЛА может стать объектом криминалистического исследования, а по своей природе именно комплексного, например, в рамках расследования преступлений, когда данные технические средства выступали инструментом совершения преступлений. При этом не только само устройство данных аппаратов, но и интегрированный подход к анализу данных, собранных с него (а равно и хранящиеся в нём), позволяют получить ценные доказательства о действиях преступников. Это обстоятельство позволяет утверждать, что БПЛА не является лишь инструментом наблюдения, но и может быть источником информации.

Нормативное регулирование использования БПЛА в работе правоохранительных органов определяется в части 3 статьи 11 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции». Здесь указано, что полиция может использовать беспилотные воздушные аппараты для документирования обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений и происшествий, а также для фиксации действий сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей. Установленные законодательные нормы подтверждают актуальность внедрения БПЛА в правоохранительную практику, что важно и актуально в условиях стремительного развития технологий.

Развитие технологий и интеграция БПЛА в работу правоохранительных органов требует не только совершенствования технической базы, но и усиления нормативно-правовой регламентации. Подходы в работе и использование БПЛА должно соответствовать определенным стандартам безопасности и конфиденциальности, особенно при работе с чувствительными данными, порождаемыми в ходе проведения предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности. Для защиты собранной информации необходимо внедрять современные протоколы шифрования и системы контроля целостности данных, что обеспечивает их надежность как на этапе передачи, так и при хранении. Этот подход должен быть регламентирован как в рамках нормотворческой работы, так и закрепляться на методическом уровне использования технических средств и подходов.  

Особое внимание следует уделять подготовке специалистов, управляющих БПЛА. Обучение операторов и лиц, в профессиональной деятельности которых будет использоваться данных вид технологический, должен быть охвачен не только технический аспект работы с оборудованием, но и вопросы права, этики и тактического применения БПЛА. Как отмечается в исследовании О.Б. Дроновой, Е.В. Прокофьевой, Т.К. Агарковой «условием эффективного применения БПЛА является разработка стандартизированных методик использования данных технических средств с учетом тактических особенностей производства различных следственных действий» [1] и, следовательно, комплексный подход к обучению позволяет повысить профессиональную компетентность сотрудников и гарантировать законность использования БПЛА в рамках уголовно-процессуальных действий. Это становится ключевым фактором успешного внедрения данной технологии в правоохранительную практику.

Современные тенденции развития технологий открывают новые возможности для расширения потенциала БПЛА. Внедрение технологий искусственного интеллекта может значительно упростить процесс сбора, обработки и анализа данных, полученных с помощью БПЛА. Такая интеграция технологий делает в свою очередь работу правоохранителей более эффективной и оперативной.

Таким образом, использование БПЛА в правоохранительной сфере представляет собой не просто технологическое обновление, но и важный шаг в развитии технико-криминалистических методов. Эти устройства становятся неотъемлемой частью арсенала современных правоохранительных органов, позволяя улучшать качество расследований, повышать безопасность общества и поддерживать правопорядок. Грамотное внедрение БПЛА в работу правоохранителей, обеспеченное надежной нормативно-правовой базой и качественным обучением специалистов, создает прочную основу для дальнейшего развития данного направления.

Для полноценного понимания потенциала БПЛА важно начать с определения их сути и функциональности. В научной литературе существует множество подходов к формулировке понятия БПЛА. Например, согласно общепринятому определению (Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»), это техническое устройство, спроектированное для выполнения задач в воздушном пространстве без участия пилота на борту. Другая норма определяет БПЛА как летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов (Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»). При этом можно констатировать, что данные правовые формы подразумевают и подчеркивают автономность и управляемость работы указанного вида летательных аппаратов.

Современные БПЛА оснащены комплексными системами, обеспечивающими их эффективную работу. Ключевыми элементами являются системы навигации, дистанционного управления и безопасности. Системы навигации играют центральную роль в обеспечении точного положения аппарата в пространстве. Для этих целей используются как зарубежные технологии, такие как система глобального позиционирования (GPS), так и российская Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Эти инструменты позволяют не только определять местоположение БПЛА, но и строить оптимальные маршруты полета, что особенно важно при работе в сложных условиях.

В зависимости от типа силовых установок, БПЛА делятся на те, что оснащены электромоторами, поршневыми или реактивными двигателями. Такое разделение позволяет оптимизировать выбор аппарата в зависимости от задач и условий эксплуатации. Каждая из силовых установок обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, которые описаны в специальной литературе [2, с.13].

Поршневые БПЛА обеспечивают более длительное время полета и большую дальность по сравнению с электромоторными. Также поршневые двигатели могут развивать большую мощность, что полезно для более крупных или тяжелонагруженных БПЛА. Но данный тип силовых установок обладает значительным уровнем шума, производят выхлопные газы и требуют регулярного обслуживания, что увеличивает эксплуатационные расходы.

БПЛА с реактивными двигателями могут достигать значительно больших скоростей, а также работают более эффективно на больших высотах, где воздух разрежен. К недостаткам БПЛА с реактивными двигателями относят высокую стоимость и техническую сложность обслуживания, а также большой расход топлива.

По длительности полета БПЛА подразделяются на короткодействующие, среднедействующие и долгодействующие, что определяет радиус полета и время нахождения в воздухе.

Также БПЛА классифицируют по взлетной массе, высоте полета и скорости, что крайне важно для выполнения специфических задач, например, необходимостью крепления груза к БПЛА, или выполнения полета в сложных погодных условиях [3].

По назначению выделяют следующие БПЛА:

1) Информационные, включающие в себя:

- Разведывательные БПЛА, предназначенные для длительного мониторинга обширных территорий (Например, для мониторинга метеоусловий).

- БПЛА-Ретрансляторы, обеспечивающие связь между различными радиосигналами.

2) Имитационные, включающие в себя:

- Учебно-испытательные авиационные-ложные цели (АЛЦ), которые имитируют различные воздушные судна.

- Боевые АЛЦ, используемые военными с целью имитации воздушного судна для дезориентации противника.

3) БПЛА гражданского назначения, используемые для мониторинга, фото, видеосъемки и других мирных целей.

4) Боевые БПЛА, включающие в себя:

- Ударные

- БПЛА радиоэлектронной борьбы

- БПЛА истребители

- Вспомогательные БПЛА.

Также, практически любой вид БПЛА может дополнительно оснащаться разнообразными техническими средствами, позволяющими улучшить эффективность выполнения различных задач, от мониторинга и наблюдения до проведения спасательных и поисковых операций.

Внедрение технологии виртуальной реальности в БПЛА, также является актуальным направлением. Ефимов А.И. и Балилый Н.А. в своей научной статье предлагают реализовать системы управления беспилотными летательными аппаратами методом обучения и тестирования данных систем путем погружения всей системы и её отдельных компонентов в максимально приближенную к реальным условиям виртуальную реальность [5]. Технология виртуальной реальности в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) используется для упрощения управления и получения результатов применения БПЛА, так как с использованием данной технологии появляется возможность панорамного вида камеры. Оператор БПЛА использует специальную VR-гарнитуру, чтобы видеть то, что видит камера БПЛА в режиме реального времени, это создает эффект «присутствия», улучшая ориентацию и точность управления. Также данная технология может использоваться при обучении операторов БПЛА.

Таким образом, подробно рассмотрев разновидности БПЛА и их технические характеристики, технологические возможности можно сделать следующий вывод о том, что для правоохранительных органов наиболее подходящими моделями являются БПЛА вертолетного типа, обладающие следующими важными преимуществами:

- Вертикальный взлет и посадка: такие БПЛА не требуют специализированных площадок для взлета и посадки, что позволяет их использовать в городских условиях и в труднодоступных местах.

- Маневренность: БПЛА вертолетного типа могут легко изменять высоту и положение в пространстве, что идеально подходит для городских условий, и может значительно ускорить процесс производства процессуальных действий.

- Способность к длительному зависанию: Эти устройства могут на длительное время зависать в одной точке, что важно для получения качественных фотоизображений.

- Возможность установки на БПЛА технических средств, таких как камеры высокого разрешения, тепловизоры, системы связи и так далее.

Перечисленные преимущества являются важной составляющей при выборе БПЛА вертолетного типа для правоохранительных органов. Использование таких БПЛА увеличивают возможности правоохранительных органов по охране общественного порядка, обеспечению общественного порядка, а также повышают эффективность расследования и раскрытия преступлений [4].

Согласно нормативным документам, таким как Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», использование беспилотных технологий полностью легитимизировано и направлено на повышение качества работы правоохранительных органов. Это подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и практическими результатами внедрения БПЛА в оперативную деятельность.

На данный момент официально на снабжение в МВД России не зафиксировано принятие в эксплуатацию каких-либо моделей беспилотных летательных аппаратов, так как основным эксплуатантом определена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Тем не менее, должностные обязанности в структуре центров информационных технологий, связи и защиты информации МВД России предстоит скоро пересмотреть и дополнить, учитывая возрастающую необходимость использования ведомственных БПЛА и разработку мер противодействия использованию БПЛА правонарушителями.

В частности, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) БПЛА уже находят применение для решения ряда задач:

- документирования и фиксации случаев нарушения правил дорожного движения;

- поиска угнанных автомобилей;

- обнаружения транспортных средств, покинувших место дорожно-транспортного происшествия.

Для решения вышеуказанных задач, одним из первых видов БПЛА, внедренных в ГИБДД, стал российский летательный аппарат марки «Zala 421-21 Серафим», разработанный Ижевским заводом, в последствии стали поступать модифицированные варианты «Zala 421-16E».

Остальными подразделениями правоохранительных органов БПЛА могут применяться в следующих сферах:

- фото- и видеосъемка в ходе осмотра места происшествия (уменьшает риск утраты вещественных доказательств и увеличивает информативность кадров);

- авиаразведка в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения и т.д.);

- поиск преступников, совершивших побег и скрывающихся от правоохранительных органов, а также пропавших без вести лиц;

- патрулирование неблагополучных или сложнодоступных районов;

- съемка с воздуха в целях расследования и уголовного преследования.

Научные исследования в данной области также подчеркивают важность интеграции БПЛА в систему обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Использование таких технологий позволяет существенно расширить возможности правоохранительных органов в сборе доказательственной базы, наблюдении за территориями и координации действий во время проведения различных мероприятий [6].

Таким образом, применение БПЛА в работе правоохранительных органов является перспективным направлением развития современных технологий в сфере обеспечения безопасности. Эти устройства обеспечивают уникальные возможности для выполнения задач различной сложности, особенно в условиях ограниченного пространства или повышенной опасности. Интеграция БПЛА в оперативную деятельность правоохранительных структур способствует повышению эффективности расследований, улучшению качества фиксации происшествий и снижению рисков для сотрудников.

Однако для полноценного использования потенциала БПЛА необходима дальнейшая работа над совершенствованием нормативно-правовой базы, а также подготовкой квалифицированных специалистов [5], способных эффективно управлять данными технологиями. Развитие данного направления требует тесного взаимодействия между научными учреждениями, разработчиками технологий и правоохранительными органами для создания оптимальных решений, отвечающих современным вызовам. В конечном итоге, беспилотные летательные аппараты становятся важным элементом арсенала современных правоохранительных органов, позволяющим повысить уровень безопасности и эффективности работы в сложных условиях.

 

References

1. Dronova O. B. Modern possibilities of using unmanned aerial vehicles to ensure the activities of the forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. B. Dronova, E. V. Prokofieva, T. K. Agarkova // Bulletin of the Kaliningrad Branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. – 2020. – № 4(62). – Pp. 91-96.

2. Unmanned aircraft: terminology, classification, current state, edited by V.S. Fetisov, scientific edition, Ufa: PHOTON, 2014. – p. 217.

3. Dronova O. B. Loading of unmanned aerial vehicles as a means of forensic technology: basic concepts and types / O. B. Dronova, E. S. Kilinkarova // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. – 2023. – № 3(66). – Pp. 93-102.

4. Begaliev E. N. On the prospects of using unmanned aerial vehicles during the production of certain investigative actions / E. N. Begaliev // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. – 2019. – № 2(89). – Pp. 163-172.

5. Efimov A. I. Methods of teaching control systems for unmanned aerial vehicles by immersing them in virtual reality / A. I. Efimov, N. A. Balily // Cybernetics and programming. 2019. No. 2. pp. 17-22.

6. Savelyeva M.V. Tactical and technical capabilities of unmanned aerial vehicles in criminalistic activity / M. V. Savelyeva, A.V. Smushkin // Problems of criminal procedure, criminalistics and forensic examination. – 2017. – № 2(10). – Pp. 9-14.

Login or Create
* Forgot password?