ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПАРТНЕРЫ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере противодействия налоговым преступлениям. Анализируются изменения, произошедшие в связи либерализацией уголовно-процессуального законодательства в сфере выявления налоговых преступлений. Исследуется деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел в задачи которых входит выявление и расследование преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов, а также налоговых органов в компетенцию которых входит налоговый контроль осуществляемый путем проведения налоговых проверок налогоплательщиков. Не смотря на внешне сходные функции указанных субъектов, конечный результат их деятельности несколько различен. В связи с этим, на первоначальном этапе изучения возникает представление о существенном противоречии в деятельности этих двух государственных структур с точки зрения поставленных перед ними целей. Но в ходе проведенного исследования, выясняется, что есть обоюдная задача, существенно стоящая перед налоговой службой, и отчасти второстепенная перед оперативными сотрудниками, которая касается уплаты в полном объеме установленной в ходе налогового контроля недоимки, пеней и штрафов в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Также рассматривается вопрос о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу, по итогам чего делается вывод что фактически такая процедура противоречит некоторым положениям ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности».

Ключевые слова:
уклонение от уплаты налогов, оперативно-розыскная деятельность, уголовный закон, уголовное судопроизводство, либерализация уголовно-процессуального законодательства, оперативно-розыскные мероприятия, налоговые органы
Текст

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2025. № 1. С. …-…

 

Научная статья

УДК 343

DOI

 

оперативные подразделения органов внутренних дел и налоговые органы российской федерации:

партнеры или конкуренты?

 

Александр Евгеньевич Вытовтов

Восточно–Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, alek.vytovtov@yandex.ru

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере противодействия налоговым преступлениям. Анализируются изменения, произошедшие в связи либерализацией уголовно-процессуального законодательства в сфере выявления налоговых преступлений. Исследуется деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел в задачи которых входит выявление и расследование преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов, а также налоговых органов в компетенцию которых входит налоговый контроль осуществляемый путем проведения налоговых проверок налогоплательщиков. Не смотря на внешне сходные функции указанных субъектов, конечный результат их деятельности несколько различен. В связи с этим, на первоначальном этапе изучения возникает представление о существенном противоречии в деятельности этих двух государственных структур с точки зрения поставленных перед ними целей. Но в ходе проведенного исследования, выясняется, что есть обоюдная задача, существенно стоящая перед налоговой службой, и отчасти второстепенная перед оперативными сотрудниками, которая касается уплаты в полном объеме установленной в ходе налогового контроля недоимки, пеней и штрафов в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Также рассматривается вопрос о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу, по итогам чего делается вывод что фактически такая процедура противоречит некоторым положениям ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности».     

Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, оперативно-розыскная деятельность, уголовный закон, уголовное судопроизводство, либерализация уголовно-процессуального законодательства, оперативно-розыскные мероприятия, налоговые органы

 

Для цитирования: Вытовтов, А. Е. Оперативные подразделения органов внутренних дел и налоговые органы Российской Федерации: партнеры или конкуренты?  // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра : сб науч. тр. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России. 2025. Т. 27. № 1. С. 151–158. DOI: 10.55001/2587-9820.2022.68.86.015

 

 

 

OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PARTNERS OR COMPETITORS?

 

Alexander E. Vitovtov

1East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, alek.vytovtov@yandex.ru

 

Abstract. The article discusses current issues in the field of countering tax crimes. The article analyzes the changes that have occurred in connection with the liberalization of criminal procedure legislation in the field of detection of tax crimes. The article examines the activities of operational units of internal affairs bodies whose tasks include the detection and investigation of crimes in the field of tax evasion, as well as tax authorities whose competence includes tax control carried out through tax audits of taxpayers. Despite the superficially similar functions of these entities, the end result of their activities is somewhat different. In this regard, at the initial stage of the study, there is an idea of a significant contradiction in the activities of these two state structures in terms of their goals. But in the course of the conducted research, it turns out that there is a mutual task facing the tax service, and partly secondary to the operational staff, which concerns the payment in full of arrears, penalties and fines established during tax control in the manner and amount determined in accordance with the legislation of the Russian Federation on taxes and fees. The issue of providing the results of operational investigative activities to the tax authority is also being considered, as a result of which it is concluded that in fact such a procedure contradicts some provisions of the Federal Law "On Operational Investigative Activities".

Keywords: Тax evasion, operational investigative activities, criminal law, criminal proceedings, liberalization of criminal procedure legislation, operational investigative measures, tax authorities

For citation: Vitovtov A.E, Operational divisions of the internal affairs bodies and tax authorities of the Russian Federation: partners or competitors? // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2025, vol. 25 no. 1, pp. 155—163 (in Russ.). 10.55001/2587- 9820.2022.63.20.014

 

 

Введение

Необходимость урегулирования вопросов налогообложения всегда имеет существенное значение в деятельности любого общества, т.к. это непосредственно влияет на два ключевых момента в государстве, таких как экономическая основа и благосостояние граждан. От указанных составляющих зависит построение государственного управления экономическими процессами и соответственно общественное развитие социально-экономической системы государства. Кроме того, необходима золотая середина на поле налогообложения, т.к. неправильная организация сборов различных видов фактически безвозмездных платежей в бюджеты различных уровней выраженная как в переизбытке количества взымаемых налогов, так и в их недостаточности, может иметь пагубное влияние на экономическое обеспечение безопасности государства, и снова и снова использовать природные ископаемые нашей страны в качестве основного средства пополнения бюджета. О равновесии в сфере налогообложения призывает, и глава нашего государства выступая с Посланием Федеральному Собранию, так, по его мнению, налоговая система должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии регионов, учитывать уровень доходов граждан и компаний. «Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, и, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов, о которых сегодня уже сказал", - продолжил В.В. Путин. "При этом нужно, безусловно, закрыть всяческие лазейки, которые используются некоторыми компаниями для ухода от налогов или занижения своих налоговых платежей", - подчеркнул президент[1].

Основная часть

Поэтому не случайно государство, беспокоясь о наполнении бюджетов различных уровней, предусмотрело организационную форму противодействия уклонению от уплаты налогов. Так, через три месяца после создания Государственной налоговой службы (в декабре 1991 года) Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации[2]. Пережив за последующие годы ряд реорганизаций: это и Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, просуществовавшая с 1993 по 2003 гг., и Главное управление по налоговым преступлениям, прекратившее свою деятельность в период реформы Министерства внутренних дел 2011 года, – в настоящее время эта служба функционирует в составе отделов либо отделений (в зависимости от штатного расписания) в оперативных подразделениях по экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации[3].

Обращает на себя внимание очевидное сокращение ранга существовавшей службы. Как представляется, связано это с либерализацией уголовного законодательства по «налоговым» статьям Уголовного кодекса Российской Федерации[4]. Так, существенно были увеличены суммы неуплаченных налогов, образующих преступность деяния. Введена новая процедура возбуждения уголовных дел налоговой направленности, в связи с чем с 2022 года поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом, способ возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям менялся за несколько лет фактически три раза.

Так до декабря 2011 года действовал общий порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам. В сентябре 2011 года

 

 

До декабря 2011 г. в отношении налоговых преступлений действовал общий порядок возбуждения уголовных дел. В целях совершенствования уголовного судопроизводства Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ статья 140 УПК РФ была дополнена частью 1.1, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, могли служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами.

Специальный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям просуществовал недолго: Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ часть 1.1. статьи 140 УПК РФ была признана утратившей силу. Из пояснительной записки к проекту указанного федерального закона следовало, что специальный порядок стал одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений и создавал препятствия для использования в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, Федеральный закон от 09.03.2022 года № 51-ФЗ направлен на снижение возможного уголовно-правового давления на бизнес, а также на гармонизацию налогового и уголовно-процессуального законодательства в части привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых нарушений, имеющих признаки уголовно-наказуемого деяния.

Внесенные изменения с момента вступления в силу (09 марта 2022 г.) исключают возможность возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям (статьи 198 – 199.2 УК РФ) в результате осуществления правоохранительными органами самостоятельных проверок компаний в рамках оперативно-розыскной деятельности. По проводимым в настоящее время в порядке статей 144 – 145 УПК РФ доследственным проверкам должны быть приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. 

 

 

 

Кроме того, в 2023 году в УК РФ были внесены изменения, направленные на уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК РФ, что влечет за собой переход указанных деяний из категории тяжких преступлений в категорию средней тяжести, а также срока давности привлечения к уголовной ответственности. В 2024 году вступили в силу очередные изменения в УК РФ, касающиеся увеличения суммы денежных средств, сокрытой от налогообложения, и суммы иных платежей, что привело в свою очередь к увеличению порога крупного и особого крупного размера, в соответствии с которыми ответственность по указанным составам преступлений переходит из административной в уголовную.

Как следует из анализа данных статистки, применяемые меры по минимизации давления на бизнес путем изменения норм Уголовного и Уголовного-процессуального кодексов Российской Федерации позволяют реализовать намеченные цели, количество возбужденных уголовных дел снижается, и по предположительным итогам 2024 года эта тенденция сохранится. И уже сейчас видна разница с предыдущими годами по возбужденным уголовным делам от всех выявленных преступлений в процентном соотношении, которая составляет 81 % (в 2021 году такая разница составляла 93 %, в     2022 г. – 89 %, в 2023 г. – 84 %)[5].

С другой стороны, в настоящее время формируются риски в связи с усугублением экономического положения по следующим причинам:

  • повышение ставки налога на прибыль до 25 %;
  • высокая закредитованность коммерческой сферы;
  • снижение оборотных средств;
  • возрастающая инфляция;
  • изменение об ответственности за налоговые преступления.

Все это позволяет прогнозировать рост числа латентных налоговых преступлений.

Внесение законодателем изменений в УК РФ по преступлениям с налоговыми составами, в сущности, перенесло вектор оперативного интереса на предпринимателей и организации с крупным оборотом капитала, прямо или косвенно участвующих в государственных закупках и оказывающихся перед необходимостью коррупционной финансовой заинтересованности. Связано это с назревающим с 2014 года отказом Российского государства от построения финансово-экономической модели капитализма западного образца, фактически оформившимся после начала специальной военной операции в 2022 году, т. к. санкции и выставляемые западными странами условия для доступа к технологиям, капиталам, товарам и услугам, вынуждающие отказаться от национального суверенитета, заставили государство сконцентрировать в своих руках экономические процессы.

О поиске эффективной экономической модели развития России говорил Глава государства Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 года: «Мы должны смотреть, что в мире происходит. Допустим, китайская модель экономики многими экспертами признается более эффективной, чем существовавшие до сих пор, в том числе североамериканская или европейская. Надо исходить всегда из реалий, из реалий нашей страны». По его словам, когда на разные страны «накладываются общие мерки», то модели развития не работают или работают плохо. «Причем здесь все очень важно – и история, и культура наша, и внутреннее состояние общества. Очень важно реальное развитие – что эффективно в нашем обществе работает, что нет. Конечно, есть базовые вещи, мы их учитываем», – отметил Президент[6].

Но сложившаяся ситуация стала причиной очередного этапа криминальной активности «беловоротничковой преступности» с энергичным участием представителей государственной власти. Трансформация российской экономической системы и современные реалии ожидаемо заставили увеличить долю участия государственных структур в экономике, что привело к возрастанию значимости бюрократического аппарата в сфере распределения финансовых ресурсов. По мере выстраивания организации государственного капитализма путем увеличения доли государственных корпораций в различных сферах экономики страны создавалась и линия коррупционного распределения ресурсов, заключающаяся в способе использования должностными лицами своих властных полномочий для представления контролируемым либо заинтересованным коммерческим структурам возможности получения бюджетных денежных средств за какие-либо работы (услуги) в целях личной выгоды, как правило за какое-то вознаграждение. В.В. Лунеев называл такие коррупционные действия «коррупционный лоббизм»[7]. В свою очередь такие коррупционные действия порождают цепочку принимаемых решений на уровне коммерческих организаций, являющихся по своей сути латентными экономическими преступлениями (начиная от уклонения от уплаты налогов), наносящими вред социальному, экономическому и общественному устройству нашего государства. Связано это с необходимостью перемещения финансовых ресурсов в нелегальную сферу экономическо-коррупционных схем с минимальными рисками для субъектов предпринимательской деятельности.

Представляется, сфера налогообложения является оптимальным участком для этого по ряду причин:

  1. латентный характер уклонения от уплаты налогов, т. к. потерпевшим в первую очередь выступает государство (в обезличенной форме);
  2. налоговые органы, осуществляющие фискальную функцию, не всегда имеют возможность оперативно задокументировать факты нарушения налогового законодательства;
  3. отсутствие страха за криминальные действия по уклонению от уплаты налогов, т. к. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство по соответствующим статьям дает возможность избежать привлечения к уголовной ответственности за совершенные криминальные деяния.

Также хотелось бы отметить возникающие противоречия в деятельности государства по совершенствованию фискальной системы. С одной стороны, налицо наличие послаблений для лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, что, как указано выше, ослабляет чувство уважения перед законом, пусть и основанном на страхе, и влечет риск совершения противоправных деяний, опасных как для общества, так и для государства. А в этом случае необходимо увеличивать контроль за соблюдением законности с целью предотвращения возможных негативных последствий для национальной экономики и устранять факторы, создающие косвенную угрозу устойчивому развитию российской экономики, в соответствии со стратегией национальной безопасности, в том числе путем уменьшения доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде[8].

В связи с вышесказанным и учитывая имеющиеся на доктринальном уровне проблемы полноценного функционирования оперативных подразделений отделов экономической безопасности и противодействия коррупции[9] в противостоянии налоговым преступлениям, необходимо совершенствовать правовое, организационное и тактическое обеспечение деятельности оперативных подразделений.

С учетом изменений законодательства выявление и раскрытие налоговых преступлений без взаимодействия с налоговыми органами невозможно. Поэтому важно использовать имеющиеся законодательные инструменты с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности, а также реформировать их с целью эффективного противодействия налоговым и экономическим преступлениям в целом.

Выводы и заключение

Основанием для указанного выше взаимодействия является статья 36 Налогового кодекса Российской Федерации[10], которая регламентирует совместное участие сотрудников ОЭБиПК в проводимых должностными лицами налоговой инспекции выездных налоговых проверках, а также обязывает при наличии обстоятельств, входящих в компетенцию налогового органа, направить соответствующие этим обстоятельствам материалы в соответствующий налоговый орган. На это обращают внимание В.Д. Ларичев и А.Н. Панкратьев, отмечая, что оперативные подразделения, лишившись самостоятельности в вопросе возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, расширили границы задач, закрепленных в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и решение вопроса о преступной деятельности проверяемых перестает быть основополагающим ориентиром при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий[11], на первый план выходит установление более широких признаков нарушения налогового законодательства[12]. Представляется, что данный тезис в настоящее время является определенным сигналом к действию, т.к. с целью выявления и документирования налогового преступления оперативному сотруднику необходимо принимать гласное, либо не гласное участие в проведении выездной налоговой проверки с самого начала с целью выявления и документирования правонарушений налогового законодательства. Фактически, среди множества способов уклонения от уплаты налогов как юридического, так и физического лица, и основными способами остаются дробление бизнеса, использование фирм-однодневок, выплата «серой» заработной платы, о первых двух упоминается в методических рекомендациях, подготовленных Федеральной налоговой службой России и Следственных комитетом Российской Федерации[13], как примеры умышленности совершения налогового правонарушения.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК (ред. от 21.11.2022) : принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // КонсультантПлюс : сайт. URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 29.09.2024).
  2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ : принят Государственной Думой 05 июля 1995 года // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.06.2023). Режим доступа: свободный.
  3. Указ президента Российской Федерации № 262 от 18 марта 1992 года «О создании  Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской федерации» Документ утратил силу. Доступ из Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // Сайт: https://docs.cntd.ru/document/901607800?ysclid=m35j1ts8q4154009503;
  4. Указ президента Российской Федерации о стратегии национальной безопасности в Российской Федерацииот 21 июля 2021 года № 400 // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.11.2024).
  5. Ларичев, В. Д. Привлечение к налоговой ответственности как достижение задач оперативно-розыскной деятельности / В. Д. Ларичев, А. Н. Панкратьев // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2022. – Т. 13, № 2(48). – С. 102-108.
  6. Форма статистической отчетности «5-БЭП» ЦСИ ФКУ ГИАЦ МВД России.

 

REFERENCES

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Вытовтов Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники в ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России. 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

.

 

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexander E. Vitovtov, PhD Law, Associate Professor, Department of Criminalistics. East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 110, Lermontov st., Irkutsk, Russia, 664074.

 

 

 

[1]Путин предложил сделать налоговую систему более справедливой // Российская газета 29.02.2024.  Сайт : https://rg.ru/2024/02/29/putin-predlozhil-sdelat-nalogovuiu-sistemu-bolee-spravedlivoj.html?ysclid=m79w933znq425442685. Дата обращения: 13.12.2024. Доступ свободный.

[2] О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 262 : утратил силу // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт: URL: https://docs.cntd.ru/document/901607800?ysclid=m35j1ts8q4154009503 (дата обращения: 05.10.2024).

[3] Далее – ОЭБиПК ОВД РФ.

[4] Далее – УК РФ.

[5] Форма статистической отчетности «5-БЭП». ЦСИ «ГИАЦ МВД России» 10.5.0.16/csi

[6] Путин ответил на вопрос о модели авторитарного капитализма в России // РБК : сайт. URL: Путин ответил на вопрос о модели авторитарного капитализма в России — РБК (rbc.ru). (дата обращения: 07.09.2024).

[7] Лунеев, В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции : монография. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 521.

[8] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 года № 400// доступ из СПСКонсультант плюс (дата 01.11.2024).

[9] Далее – ОЭБиПК.

[10] Далее – НК РФ.

[11] Далее – ОРМ.

[12] Ларичев, В. Д., Панкратьев, А. Н. Привлечение к налоговой ответственности как достижение задач оперативно-розыскной деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 13, № 2 (48). С. 105.

[13] Письмо от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)

 

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК (ред. от 21.11.2022) : принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 29.09.2024).

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ : принят Государственной Думой 05 июля 1995 года // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.06.2023). Режим доступа: свободный.

3. Указ президента Российской Федерации № 262 от 18 марта 1992 года «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской федерации» Документ утратил силу. Доступ из Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // Сайт: https://docs.cntd.ru/document/901607800?ysclid=m35j1ts8q4154009503;

4. Указ президента Российской Федерации о стратегии национальной безопасности в Российской Федерацииот 21 июля 2021 года № 400 // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.11.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?