Тюмень, Россия
Введение: в статье рассматриваются вопросы освидетельствования граждан на состояние алкогольного и иного вида опьянения в случаях, предусмотренных законодательством об административной ответственности. Проводится анализ правовых норм, регулирующих порядок направления и порядок проведения освидетельствования при установлении признаков. Внимание уделяется отсутствию унифицированного подхода при подготовке нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений и предусмотренная законодательством административная ответственность за отказ от прохождения освидетельствования. Материалы и методы: нормативную основу исследования составляет законодательство, регулирующее основания и порядок применения мер государственного принуждения, направленных на получение доказательств нахождения лица в состоянии опьянения, когда такое доказательство играет решающую роль при квалификации деяния. При проведении исследования использовались материалы правоприменительной практики, ранее опубликованные научные работы. Результаты исследования: по результатам исследования определены пробелы и коллизии административно-деликтного законодательства в части получения доказательств о состоянии лица при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Выводы и заключения: в заключении автор формулирует предложения о внесении изменений в действующее законодательство, направленные на устранение проблем, связанных с отсутствие единого правового регулирования оснований и порядка обследований граждан на состояние опьянения.
медицинское освидетельствование, состояние опьянения, административная деятельность, полиция, административные правонарушения
1. Дугенец Александр Сергеевич Проблемы направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения // Сибирское юридическое обозрение. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-napravleniya-na-meditsinskoe-osvidetelstvovanie-na-sostoyanie-opyaneniya-lits-sovershivshih-administrativnye (дата обращения: 31.01.2024).
2. СООП ИСОД МВД России «Административная практика» (для зарегистрированных пользователей)
3. Арзамасов Ю.Г. Правовая природа ведомственных нормативных правовых актов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2019. - Т. 23. - №3. - C. 413-428. doi:https://doi.org/10.22363/2313-2337-2019-23-3-413-428 (для зарегистрированных пользователей)
4. Кохан Р.Ю. Административно-правовые основы применения полицией медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Автореферат дисс. канд.юр.наук. 12.00.14. - 260 с., 2021 г. https://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovye-osnovy-primeneniya-politsiei-meditsinskogo-osvidetelstvovaniya-na
5. Цуканов Николай Николаевич, Железняк Николай Семенович Наркотическое опьянение: особенности административно-правового значения // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narkoticheskoe-opyanenie-osobennosti-administrativno-pravovogo-znacheniya (дата обращения: 02.10.2024).
6. Горелик А.В. Медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения и экспертиза в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6. 9 КоАП РФ: соотношение процессуальных инструментов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2015. №4 (21). С. 138-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskoe-osvidetelstvovanie-na-sostoyanie-narkoticheskogo-opyaneniya-i-ekspertiza-v-proizvodstve-po-delam-ob-administrativnyh
7. Новичкова, Е. Е. О проблемах направления граждан на медицинское освидетельствование на состояние опьянения / Е. Е. Новичкова // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2016. – № 1(6). – С. 20-24. – EDN XCBWQF.
8. Дизер О.А. Административная ответственность за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 32-35.