Введение. В статье предпринята попытка оспорить получивший широкое распространение тезис о том, что нравственные воззрения зародились в период, предшествующий генезису права. Материалы и методы. Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания, который позволил проследить взаимосвязи между различными фактами и событиями. Автором были использованы общенаучные методы, а именно методы анализа и синтеза информации, а также возможности методов описания и обобщения. Результаты исследования. На начальных этапах формирования устойчивого социума экзогамия была особенно жестко детерминирована. Действие экзогамии приводит к формированию дуальной родовой организации: двух родовых общин, установивших договор об обмене невестами, подкрепленный условиями взаимной личной и имущественной неприкосновенности. В случае его нарушения стороны обязывались к примирению на условиях эквивалентности ответной меры. Постепенно складывается институт, который известен как талион. С течением времени публичная экзекуция заменяется символическими ритуальными действиями. В случае отказа от талиона юридический состав требовал разрыва дуальных отношений и перехода сторон к внеправовой расправе. Первоначально кровная месть была крайне редким явлением, но в силу ослабления родовых начал в общественной жизни, появления патриархальных семей, тесно связанных с возникновением частной собственности, кровная месть становится частным семейным делом. Талион как публичная экзекуция приобретает характер материального возмещения. Государство на этом этапе ограничивает кровную месть, законодательно определяет ее субъектов, а затем запрещает и принимает на себя ее функции: установление наказания за отказ от возмещения Выводы и заключения. В противовес точке зрения философов автором выдвинута гипотеза о естественно-правовом характере зарождения важнейших правовых институтов, об их роли в формировании устойчивых социальных образований, завершивших процесс формирования человека как социального существа. Закономерности социального развития, заложенные в процессе генезиса права, действуют непрерывно, определяя трансформацию основных правовых институтов в зависимости от хода исторического развития общества, задач, стоящих перед социумом.
генезис права, происхождение государства, правовой институт, кровная месть, талион, воздаяние, возмещение, композиция, уголовная ответственность
1. Алиханов С. А. Криминологическая характеристика преступности в городах и сельской местности: по материалам Республики Дагестан : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2003.
2. Ансари Т. Разрушенная судьба: история мира глазами мусульман. – Москва: Эксмо, 2021. – 448 с.
3. Виватенко С. В., Сиволап Т. Е., Ларичева О. А. Между Францией и Италией. Антропология и этнология корсиканского этноса. URL : https://phsreda.com/e-articles/10292/Action10292-99013.pdf
4. Греков Б. Д. Киевская Русь. Москва : Госполитиздат, 1953. 568 с.
5. Гусейнов А. А. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. Москва : Изд-во ИФ РАН, 1996. 186 с.
6. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. Москва : Молодая гвардия, 1979. 208 с. Изд. 2 —1982; изд. 3, перераб., доп. — 1988, 272 с.
7. Гусейнов А. А. Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // Философские науки. 1964. № 3. С. 57–67.
8. Дворецкая И. А., Залюбовина Г. Т., Шервуд Е. А. Кровная месть у древних греков и германцев. Москва, 1995. С. 46–86.
9. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. Лекции, прочитанные в Высшей школе социальных наук в Париже : перевод с французского. Изд. 2, ротопринтное. Москва, 2015. 152 с.
10. Зюков А. М. Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика : учебное пособие. Владимир : ИП Журавлева, 2009. С. 155.
11. Лапаева В. В., Тумурова А. Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства (по материалам юридико-антропологического исследования) // История государства и права. 2009. № 17. С. 8–16.
12. Меликишвили Г. А. Основные этапы этносоциального развития грузинского народа в древности и средневековье. Москва, 1973.
13. Мэйн Г. Древнее право: его связь с ранней историей общества и его отношение к новейшим идеям : перевод с английского. Санкт-Петербург, 1898. Вып. 98. С.17–35.
14. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов и факультетов. Москва : Норма-инфра, 2001. С. 53–69.
15. Платон. Диалоги : перевод с древнегреческого // Апология Сократа. Москва : Эксмо. 2022.С. 10–47.
16. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Москва : Мысль, 1974. 488 с.
17. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: в двух томах. Т. 1. Элементный состав. Москва : Юстицинформ, 2000. 528 с.
18. Тумурова А. Т. Религия и право (проблема разграничения) // Сибирский юридический вестник. 2024. № 2 (105). С. 16–23. – DOIhttps://doi.org/10.26516/2071-8136.2024.2.16.
19. Тумурова А. Т. Социально-антропологические выводы исследования генезиса института кровной мести // Социология уголовного права: проблемы и тенденции развития : материалы I Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Е. Н. Салыгина, С. А. Маркунцова, Э. Л. Раднаевой. Москва : Юриспруденция, 2013. С. 123–134.
20. Тумурова А.Т. Сравнительное правовое исследование правовых систем (вопросы методологии) / А.Т. Тумурова. – DOIhttps://doi.org/10.17150/1819-0928.2024.25(2).207-215. – EDN PEYITM // Академический юридический журнал. – 2024. – Т. 25, № 2. – С. 207–215.
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / перевод с английского Т. Велимеева. Москва : АСТ, 2022. 660 с.
22. Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда. Новосибирск : Наука, 1980. С. 270 с.
23. Шервуд Е. А. Законы лангобардов. Обычное право древнегерманского племени: к раннему этногенезу итальянцев / ответственный редактор М. В. Крюков. Москва : Наука, 1992. 286 с.