ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной статье обосновывается актуальность выбранной темы для исследования. Во-первых, экстремизм может привести к дестабилизирующим последствиям для общества, которые несут угрозу национальной безопасности государства. Опасность данного негативного явления также обуславливается возможностью вызывать социальные раздоры, разрушение общепринятых ценностей, нередко приводя к насилию. Во-вторых, в процессе проведенного исследования выявлены недостатки терминологии «экстремизм» и «экстремистская деятельность» ввиду использовании этих понятий как синонимов. В уголовно-правовой науке на современном этапе имеется неопределенность относительно единого понятия форм, видов экстремизма. В-третьих, качественное и эффективное расследование преступлений экстремистской направленности зависит от взаимодействия между правоохранительными органами, которое должно опираться на сочетание усилий субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В-четверых, проведение активной разъяснительной и пропагандистской работы с населением позволило бы минимизировать совершение преступлений экстремистской направленности в связи с проживанием на территории страны большого количества различных народностей.

Ключевые слова:
преступления экстремистской направленности, борьба с экстремизмом, противодействие экстремизму, экстремистская деятельность, экстремизм, экстремистские побуждения, экстремистские организации
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Экстремизм уже давно стал стихийным явлением в современном обществе, которое представляет угрозу не только национальной безопасности страны, но и мировому сообществу в целом. Фактически, экстремизм стал чем-то вроде «чумы» в современных реалиях человечества. От экстремистской деятельности может пострадать неопределенный круг лиц, общество, государство, мировое сообщество. Экстремисты часто пропагандируют и фактически используют насильственные средства для достижения своих целей.

За последние пять лет произошло огромное количество террористических актов, а также преступлений экстремистской направленности. По большей части ответственность за экстремистские и террористические акты, а также акции принимают на себя крупные террористические и экстремистские организации, такие как «Исламское государство», «База» («Аль-Каида»), «КатибаТацхидваль-Джихад», «ТаблигиДжаамат»[1].

Данные организации часто используют религиозные убеждения, этнические различия и политические идеологии для легитимации своих действий, а также для вербовки и удержания своих последователей.

Как правило, террористические и экстремистские организации осуществляют одинаковую деятельность, то есть совершают преступления террористической и экстремистской направленности в разных количествах. Для того чтобы лучше понимать сущность таких организаций, рассмотрим некоторые из них.

Международная экстремистская организация «ТаглигиДжамаат» была запрещена на территории России по решению Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2009 года. Помимо «ТаблигиДжамаат» в 2006–2009 гг. были запрещены и другие экстремистские организации: «Исламское движение Туркменестана», «Исламское движение Узбекистана», «Сдободный Таджикистан», «Салафия», «ДжамаатАнсаруллах», «Аль-Каида», «Таллибан», «Братья-мусульмане», «Лашкар-и-Тайба», «Организация освобождения Восточного Туркестана» и другие [1, с. 216].

Международное религиозное объединение «ТаглигиДжамаат» представляет собой движущую силу исламского радикализма и является основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Целями «ТаглигиДжамаат» являются установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама и создание единого исламского государства «Всемирный халифат». Несмотря на то, что данная организация признается экстремистской, она также производит «поставки» новобранцев в террористические организации.

Одной из таких террористических организаций является «Исламское государство», или «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Данная террористическая организация совершает террористические акты и акции с экстремистским уклоном и является самой крупной и мощной международной террористической организацией в мире. По большей части данная организация действует на территории Ирака и Сирии. Стоит отметить, что завербованные из числа граждан Российской Федерации члены группировки «ИГИЛ» совершают общественно-опасные деяния в виде распространения своей экстремисткой и террористической идеологии, вербуя множество сторонников из числа молодежи в целях спонсирования деятельности данной группировки. Главной целью «ИГИЛ» является создание на территории трех государств, а именно Ирака, Сирии и Ливана исламского суннитского государства. Как верно отмечает Н. Ю. Завьялова, в руках террористов сосредоточены значительные финансовые ресурсы, позволяющие им оплачивать услуги наемников [2, с. 86].

В настоящее время Россия и многие другие страны мира оказывают противодействие «Исламскому государству», так как данная организация уже давно стала глобальной проблемой и представляет угрозу национальной безопасности государств мира, и прежде всего государственности Ирана, Сирии и Ливана.

Так, в 2023 году органами Федеральной службы безопасности России на территории Ставропольского края выявлена и пресечена деятельность законспирированной ячейки запрещенной на территории Российской Федерации международной террористической организации «Исламское государство», которая готовила совершение террористических акций на объектах массового пребывания граждан[2]. Годом ранее ФСБ России была пресечена деятельность сторонника ячейки запрещенной на территории Российской Федерации международной террористической организации «Имарат Кавказ», который оправдывал совершение террористических актов среди заключенных красноярской исправительной колонии[3].

В декабре 2022 г. ФСБ России
задержали 51-летнего иркутянина, который совершал публичные
призывы к осуществлению террористической деятельности в одном из мессенджеров электронной сети Интернет, при этом у мужчины было изъята атрибутика предположительно экстремистской направленности, а также иностранная валюта, предположительно полученная преступным путем[4].

В июле 2023 года ФСБ России совместно с ГУ МВД России по г. Москве и Московской области пресекли деятельность ячейки запрещенной в Российской Федерации международной религиозно-экстремистской организации «ТаблигиДжамаат». При проведении обыска в местах проживания членов экстремистской ячейки было обнаружено и изъято значительное количество экстремистской литературы, запрещенной на территории Российской Федерации, а также была обнаружена и изъята запрещенная атрибутика[5].

По представленной информации мы видим, что преступления террористической и экстремистской направленности совершаются ежедневно. По данным, предоставленным Пресс-службой ФСБ России, о пресечении преступлений и деятельности запрещенных на территории Российской Федерации террористических и экстремистских ячеек, борьба с терроризмом и экстремизмом ведется на постоянной основе, но количество совершаемых преступлений остается высоким.

Основная часть

По данным МВД России, в январе – феврале 2020 года было зарегистрировано 318 преступлений террористического характера (-1,2 %) и 132 преступления экстремистской направленности (+61,0 %)[6]. По официально опубликованным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2020 году было зарегистрировано 833 преступления экстремисткой направленности (рост на 42,4 %), в 2021 году – 1 057 преступлений экстремисткой направленности (рост на 27,5 %), а по итогам 2022 года правоохранительными органами было зарегистрировано 1 566 экстремистских преступлений, что на 48,2 % больше, чем в 2021 году[7]. Между тем, согласно опубликованному МВД России отчету о состоянии преступности за январь – ноябрь 2023 года, правоохранительные органы зарегистрировали 1 263 преступления экстремисткой направленности и 2 121 преступление террористического характера[8], что также свидетельствует о серьезном приросте зарегистрированных преступлений рассматриваемой категории, учитывая при этом, что календарный год еще не завершен.

Стоит отметить, что приведенные статистические данные
представляют собой довольно тревожную картину по криминогенной обстановке на территории Российской Федерации.

Данное положение дел указывает на то, что активизировались такие организации террористической и экстремистской направленности, как «Исламское государство» и «Имарат Кавказ», а также экстремистская организация «ТаблигиДжамаат», которые были рассмотрены ранее в качестве примеров таковых организаций и их целей деятельности.

Таким образом, можно сказать, что количество зарегистрированных преступлений экстремистской и террористической направленности неуклонно растет. Стоит сказать о том, что взаимодействие органов власти приносит свои плоды, о чем свидетельствуют приведенные нами статистические данные в части борьбы с экстремистской деятельностью.

Однако в процессе исследования законодательства был выявлен ряд недостатков в реализации мер по борьбе с экстремизмом, в частности касающихся слабого использования возможностей сотрудничества между территориальными органами исполнительной власти, проводимой органами внутренних дел работы по выявлению и пресечению деятельности экстремистских объединений ввиду сложившейся в стране криминальной обстановки. Например, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не задействуется весь комплекс полномочий, а практика противодействия финансированию экстремистской деятельности все еще далека от совершенства.

В перспективе российское законодательство может быть усовершенствовано путем принятия новых нормативных правовых актов, а также путем изменения, дополнения уже заключенных международных договоров для уточнения регулирования вопросов, связанных с противодействием экстремизму.

Ряд авторов указывают на то, что в законодательстве Российской Федерации, а именно в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»[9] понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» объединены, однако в Модельном законе СНГ «О противодействии экстремизму» проводится различие между данными категориями [3, с. 23]. Подобная разрозненность терминологических определений вытекает в различное понимание основ противодействия экстремистской деятельности, что является причиной непонимания гражданами основных принципов правового регулирования противодействия экстремизму, а также приводит к усилению правового нигилизма и, следовательно, негативно влияет на деятельность правоохранительных органов (как национальных, так и международных) в борьбе с экстремизмом. Для устранения данной проблемы необходимо прежде всего прийти к согласованности касательно терминологии, связанной с экстремизмом и экстремистской деятельностью.

В научных исследованиях также был поднят вопрос о формах экстремизма и его классификации. А. В. Юрчак считает, что в настоящее время вопрос о формах и видах экстремизма до сих является открытым, что также приводит к множеству споров относительно его понимания [4, с. 57].

 

Так, можно сказать о том, что внесение изменений в международные соглашения и, следовательно, в национальное законодательство в области противодействия экстремизму относительно форм, видов экстремизма и экстремистской деятельности могло бы исключить ряд вопросов и прекратить споры по поводу их понимания. Ранее было сказано о том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, пользуются не всем комплексом мер в борьбе с экстремизмом.

А. П. Пилявский и В. С. Ткаченко полагают, что «необходимо усилить оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений террористического характера, усилить срочный обмен сведениями между различными силовыми ведомствами о лицах, связях и группировках террористов» [5, с. 5].

Для устранения возникшей проблемы, обусловленной недостаточной реализацией всего комплекса мер, доступных органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также проблемы недостаточности взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу.  Как показывает практика, система взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом, имеет свои недостатки, так как возможности сотрудничества не использованы в полной мере.

Также немаловажным является необходимость проведения активной профилактической работы, а именно активизации пропагандистской и разъяснительной работы с населением страны, так как на территории России проживает большое количество различных народностей. В частности, целесообразно внедрять, развивать и совершенствовать в законодательстве стран политику противодействия экстремизму через осуществление профилактических мер в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях. Минимизация вероятности совершения преступлений экстремисткой направленности в целом позволит снизить общий уровень криминогенной обстановки, что в совокупности с повышением уровня жизни населения произведет наиболее положительный эффект.

Совершенствование системы противодействия преступлениям экстремистской направленности стоит рассматривать в два этапа. На первом этапе следует принимать меры по эффективному усилению международного сотрудничества и расширению международных связей в сфере борьбы с преступлениями экстремисткой направленности. На втором этапе совершенствования имеется необходимость в корректировке, дополнении, расширении и пересмотре нормативных правовых актов в соответствии с обстановкой, сложившейся на сегодняшний день, в частности по вопросам, касающимся терминологии, а также взаимодействия правоохранительных органов.

Как справедливо отмечает М. Ю. Аушева, «противодействие такому экстремизму требует адекватных правовых и организационных основ, эффективных средств и методов действий» [6, с. 16]. Например, если прокурор при выявлении экстремистского материала в сети Интернет обращается в суд с административным иском о блокировке такого материала и просит признать его запрещенным на территории России, то результатом таких действий является исключительно только блокировка сетевого адреса, по которому размещается экстремистский материал.

 

Однако при наиболее совершенной системе взаимодействия требуется определить источник опубликования, а не только выявить и заблокировать экстремистский и запрещенный материал, а также передать полученную информацию в компетентные органы для дальнейшей оперативной разработки.

Среди недостатков также можно назвать недостаточную работу органов власти, осуществляющих борьбу с экстремизмом в области выявления незаконного финансирования организаций, запрещенных на территории Российской Федерации ввиду своей экстремистской деятельности. Финансирование экстремистских организаций часто законспирировано под благотворительные фонды или благотворительные счета, которые не вызывают подозрений. Помимо своей законспирированности экстремистские организации могут использовать различные методы латентного сбора и передачи денежных средств лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность.

Соглашаясь с А. Б. Абазовым, следует отметить, что возникает необходимость проводить мероприятия по выявлению передвижений денежных средств фондов и счетов, поэтому к борьбе с экстремизмом следует привлекать не только правоохранительные органы, но и иные государственные и негосударственные органы, в том числе и органы местного самоуправления [7, с. 46].

Выводы и заключение

Формируя вывод, необходимо отметить, что в процессе реализации противодействия экстремизму был выделен ряд проблем его правового регулирования в нормативных правовых актах национального законодательства. Это, в свою очередь, определяет соответствующую потребность в разработке рекомендаций по устранению существующих недостатков нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с экстремизмом.

Прежде всего необходимо принять ряд мер, направленных на укрепление и совершенствование деятельности правоохранительных органов и специальных служб, также предлагается усилить контроль в области финансирования экстремистской деятельности и экстремистских организаций, провести мероприятия по активизации деятельности, направленной на разъяснительную и идеологическую работу среди детей и молодежи, принять меры по улучшению качества жизни и повышению правовой грамотности среди населения Российской Федерации.

 

[1] Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими // Федеральная служба безопасности Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 10.01.2024).

[2] В Ставропольском крае задержали готовившего теракт сторонника ИГ // ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/proisshestviya/17573375 (дата обращения: 20.12.2023).

[3] ФСБ пресекла деятельность сторонника «Имарата Кавказ» в красноярской тюрьме // Известия : сайт. URL: https://iz.ru/1323981/2022-04-21/fsb-presekla-deiatelnost-storonnika-imarata-kavkaz-v-krasnoiarskoi-tiurme (дата обращения: 20.12.2023).

[4] Иркутского блогера задержали по подозрению в оправдании терроризма // IRK.ru : сайт.  URL: https://www.irk.ru/news/20221205/blogger/ (дата обращения: 20.12.2023).

[5] В московском регионе пресекли деятельность ячейки "Таблиги Джамаат" // РИА Новости : сайт. URL: https://ria.ru/20230722/ekstremisty-1885657244.html (дата обращения: 20.12.2023).

[6] Состояние преступности в России за январь – февраль 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19897618/ (дата обращения: 20.12.2023).

[7] Форма федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» за 2020–2022 год // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации : сайт. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 20.12.2023).

[8] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – ноябрь 2023 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/45293174/ (дата обращения: 23.12.2023)

[9] О противодействии экстремистской деятельности : Федер. закон № 114-ФЗ : принят Гос. Думой 27 июня 2002 года : одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года : послед. ред. // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 23.12.2023).

Список литературы

1. Хопёрская, Л. Л. «Исламское государство. 2.0»: Новые вызовы в Центральноазиатском регионе // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество : науч. журн. 2018. № 2. С. 212–217.

2. Завьялова, Н. Ю. Исламское государство: иллюзии государственности // Вестник Краснодарского университета МВД России : науч. журн. 2019. № 1 (43). С. 86–90.

3. Орлова, И. А., Мишальченко, Ю. В., Пацек, М. Неопределенность регулирования в борьбе с экстремизмом в международном и национальном праве // Управленческое консультирование : науч.-практ. рецензир. журн. 2018. № 12. С. 18–24.

4. Юрчак, А. В. Понятие и сущность экстремизма // Вопросы науки и образования : науч. журн. 2018. № 6. С. 56–57.

5. Пилявский, А. П., Ткаченко, В. С. Терроризм и экстремизм как угроза государственной и общественной безопасности // Концепт : науч.-метод. электр. журн. 2018. № 2. С. 1–6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-i-ekstremizm-kak-ugroza-gosudarstvennoy-i-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 29.12.2023).

6. Аушева, М. Ю. Правовые основы деятельности территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению преступлений на основе религиозного экстремизма // Universum: Экономика и юриспруденция : электр. науч. журн. 2018. № 6 (51). С. 15–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rossii-po-preduprezhdeniyu-i-presecheniyu-prestupleniy-na-osnove-religioznogo (дата обращения: 29.12.2023).

7. Абазов, А. Б. О роли органов местного самоуправления в противодействии экстремизму в Российской Федерации // Закон и право : науч. журн. 2019. № 6. С. 44–46.

Войти или Создать
* Забыли пароль?