ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЛЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье рассматривается современная система контроля за заготовкой, переработкой, транспортировкой и реализацией древесины в Российской Федерации, включающая в себя применение инновационных компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Предпринята попытка выявить наиболее актуальные недостатки применения автоматизированных систем учета древесины с точки зрения выявления и пресечения преступлений в лесной сфере. Материалы и методы: методологической основой явился диалектический метод познания; анализ и синтез – при выявлении проблем применения современных технологий при противодействии незаконному обороту леса; описание – в процессе изложения научной статьи; индукция и дедукция – при формулировании и аргументации выводов по рассмотренной проблематике. Результаты исследования: Автором выявлены наиболее подходящие для применения в деятельности правоохранительных органов по профилактике и противодействию незаконному обороту леса современные автоматизированные системы и информационные технологии, внедряемые в сферу лесопользования. В качестве наиболее значимого направления деятельности подразделений Рослесхоза и правоохранительных органов автором названо систематическое взаимодействие и постоянный информационный обмен о правоотношениях в лесной сфере, их участниках, выявляемых нарушениях лесного, административного и уголовного законодательства, обобщение и анализ информации. Выводы и заключения: проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости адаптировать существующую систему противодействия и профилактики преступности в лесной сфере к изменениям в сфере лесных правоотношений; внедрение информационных технологий и автоматизированных систем сбора и обобщения информации об операциях с древесиной в деятельность правоохранительных органов позволит повысить эффективность противодействия незаконному обороту леса.

Ключевые слова:
лесоматериалы, незаконный оборот леса, незаконная рубка лесных насаждений, информационные технологии, профилактика преступлений, правоохранительные органы, информационное взаимодействие, нейросети
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В 2023 году в лесной сфере активно используются информационные технологии, разработанные для нужд лесного комплекса и образующие систему современных автоматизированных инструментов сбора, обобщения, обработки информации об осуществляемых операциях с древесиной: ее заготовке, переработке, хранении, транспортировке и реализации, а также о правоотношениях между физическими и юридическими лицами при осуществлении таких операций.

На сегодняшний день необходимость обеспечения рационального использования лесов и сокращения фактов незаконной рубки лесных насаждений и реализации незаконно заготовленной древесины обусловлено повышением спроса на древесину внутри страны (как со стороны населения и предпринимателей, так и со стороны государственных институтов). В силу приостановления и сокращения торговых связей, внутренний спрос на лес обусловлен необходимостью развития лесопромышленного комплекса в целом, так и развития стратегически важных направлений:

– производства деревянных домокомплектов заводского изготовления;

– внутреннего рекреационного хозяйства;

– мебельного производства;

– производства котельного оборудования;

– производства отдельных видов целлюлозы и продукции ее переработки;

– обеспечение нужд оборонно-промышленного комплекса;

– импортозамещение в лесной промышленности с учетом текущих и перспективных потребностей.

В связи с этим возникает потребность минимизировать нерациональное использование лесов, исключить неконтролируемую рубку лесных насаждений, в результате чего формируется дефицит лесоматериалов, необходимых для обеспечения нужд граждан, общества и государства. Кроме того, в равной степени возникает необходимость выявлять совершаемые в данной сфере преступления, в том числе экономической направленности, для которых характерна интеллектуальность, профессионализм [8, c. 209], поскольку лица, их совершающие, обладают специфическими знаниями лесного законодательства и сложных экономических процессов, особенностей правоотношений, складывающихся по поводу заготавливаемой и реализуемой древесины.

Среди основных поручений Правительству, озвученных президентом Российской Федерации 10 февраля 2023 г., в области правового регулирования правоотношений в лесной сфере, можно обозначить указание принять меры к совершенствованию процесса фиксации автоматизированными системами административных правонарушений при перевозке древесины без электронного сопроводительного документа; определить перевозки продукции лесной промышленности как приоритетные; рассмотреть вопрос об обеспечении граждан древесиной для строительства жилых домов посредством применения соответствующих сертификатов.[1]

Вышеперечисленные приоритетные направления одновременно вызывают необходимость повышать степень контроля над лесной сферой со стороны правоохранительных органов. Это связано прежде всего с тем, что совершенствование лесной сферы сопровождается увеличением финансирования, что формирует больший интерес со стороны криминальных структур, а также увеличивает долю коррупционных преступлений в рассматриваемой отрасли. Соответственно, закономерным является и повышение степени латентности совершаемых преступлений, связанных с незаконным оборотом лесоматериалов, что требует соответствующего реагирования со стороны правоохранительных органов.

Кроме того, одной из причин, по которой государственными органами, уполномоченными осуществлять контроль над заготовкой и оборотом древесины, не выявляется существенная доля преступлений, можно назвать несвоевременное и не систематическое обновление информации о состоянии лесов (их качественных и количественных характеристиках) [2, с. 6]. В дополнение необходимо отметить и недостаточный уровень взаимодействия уполномоченных органов со средствами массовой информации, в результате чего снижается качество экологического просвещения и правового информирования граждан; а равно недостаточная осведомленность правоохранительных органов о наличии информационных систем и массивах данных в сфере лесопользования.

От эффективности деятельности правоохранительных органов зависит надежность охраны прав и свобод граждан и иных критически значимых для государства объектов. С целью повышения эффективности реализуемых полномочий органы внутренних дел должны прибегать к использованию современных технологий и технических средств, в том числе нейронных сетей, которые представляют собой упорядоченную систему взаимодействующих друг с другом процессов, работающих над выполнением одной задачи. [4, с. 124–125]

В связи с этим внедряемые в сферу лесопользования современные автоматизированные системы, контролирующие операции с древесиной и другие процессы, тесно связанные с лесозаготовкой, лесопереработкой, транспортировкой и куплей-продажей древесины, подлежат всесторонней оценке с точки зрения их использования в профилактике и выявлении правонарушений и преступлений, совершаемых в области лесных отношений. На этом фоне центральной задачей является выработка комплексных алгоритмов выявления преступлений в сфере лесопользования правоохранительными органами посредством использования внедряющихся в лесную отрасль автоматизированных систем, информационных технологий и искусственного интеллекта (нейросетей), в том числе космический мониторинг [5]

К числу перспективных пилотных проектов, направленных на профилактику лесонарушений и преступлений, реализующихся в регионах в настоящее время, относятся следующие:

  • «Сервис лесоизменений» – интеллектуальный сервис мониторинга лесоизменений, действующий на территории республики Татарстан с 2019 г., охватывает 1,2 млн га земель лесного фонда. Указанная деятельность полностью автоматизирована: нейросеть на основе данных формируемых спутниковых снимков фиксирует лесные изменения и распределяет их по пяти классам: вырубки, гари, карьеры, ветровалы, погибшие и поврежденные насаждения. Информация актуализируется каждые две недели, минимальная площадь выявляемых изменения – 0,1 га, скорость обработки снимков – 4 тыс. га в минуту[2]. Так, к августу 2023 г. получено подтверждение о 7 976 лесоизменениях. В начале 2023 г. аналогичный проект начал реализовываться в Иркутской области.
  • «Цифровая земля» – проект, реализуемый по поручению Президента РФ государственной корпорацией «Роскосмос» и компаниями «Российские космические системы» и «ТерраТех», направленный на модернизацию системы применения космических данных для нужд органов исполнительной власти в части осуществления контрольно-надзорной деятельности. В лесном хозяйстве реализация данного проекта обеспечит активное применение современных технологий дистанционной оценки лесных ресурсов, активизирует процесс лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, вырубок и воспроизводства лесов. С 2022 г. в пилотном режиме в Архангельской и Иркутской областях запущен проект по интеграции ЛесЕГАИС, отслеживающей операции с древесиной и данных «Цифровой Земли» с целью повышения эффективности выявления изменений в состоянии лесов (незаконных рубок в том числе)[3].
  • Пилотный проект по автоматическому контролю за транспортировкой древесины, реализуемый в Пермском крае: через систему нейросети из потока автомобилей распознано 1052 единицы лесовозной техники, при этом выявлено 370 фактов перевозки древесины, которые не нашли своего подтверждения в системе ЛесЕГАИC [4]. В настоящее время Рослесхозом осуществляется разработка нормативно-правовой базы для реализации проекта на всей территории России.

Совершенствование системы надзора за заготавливаемой древесиной и освоением лесов физическими и юридическими лицами вступило в активную фазу с 2021 года внесением изменений в Лесной кодекс РФ в части введения в лесное законодательство понятия «федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ним».[5]

Субъектами надзора являются должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства, его территориальных органов и подведомственных учреждений.

Объектами государственного надзора являются:

1. Деятельность, действия (бездействия) граждан и юридических лиц при транспортировке, хранении древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.

2. Результаты деятельности физических и юридических лиц в сфере перевозки, хранения древесины и производства продукции их нее.

3. Производственные объекты (пункты складирования древесины, лесозаготовительные комплексы и лесовозы, объекты перерабатывающей инфраструктуры и иные объекты, оборудование, устройства, к которым предъявляются обязательные требования в сфере оборота древесины).

При этом перечень надзорных мероприятий, который может проводиться в отношении указанных объектов, является исчерпывающим: наблюдение за соблюдением обязательных требований; контрольная закупка; документарная проверка; выездная проверка; инспекционный визит; рейдовый осмотр[6].

Из числа перечисленных мероприятий именно наблюдение за соблюдением обязательных требований является направлением работы, связанным с использованием информационных технологий и автоматизированных систем. В рамках данного мероприятия осуществляется систематический мониторинг и анализ информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе лесного комплекса (с 2023 г.). До 2023 г. осуществлялся мониторинг информации в системе ЛесЕГАИС. Данное мероприятие осуществляется без какого-либо взаимодействия или уведомления контролируемого лица.

Для учета лиц и предприятий, осуществляющих свою деятельность в лесной сфере, используются информационные системы: государственный лесной реестр; ЛесЕГАИС; электронные сведения, предоставляемые ФНС России, Федеральной службой государственной статистики и ФТС России.

Необходимо отметить, что с недавнего времени информация, содержащаяся вбазах данных информационных систем указанных ведомств представляет интерес для правоохранительных органов. Это связано, прежде всего, с тем, что в нынешних условиях каждая операция, совершаемая на этапе заготовки, переработки, отгрузки, транспортировки и купли-продажи древесины и лесоматериалов, фиксируется в электронном формате, хранится в банках данных соответствующих автоматизированных информационных систем. К примеру, согласно данных Рослесхоза, за третий квартал 2023 г. сформировано свыше 5 млн электронных сопроводительных документов (далее по тексту - ЭСД) на транспортировку древесины. При этом ежедневно составляется порядка 22 тысяч ЭСД[7].

Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами перед ее перевозкой или до подачи декларации на товары, который формируется в системе ЛесЕГАИС (а после 2023 г. в ФГИС лесного комплекса) и подписывается электронной подписью. В ЭСД включается, в том числе, информация о собственнике или продавце древесины; грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике древесины; вид и номер государственного регистрационного знака транспортного средства, перевозящего древесину; места складирования древесины; вид, объем, количество, видовой и сортиментный состав древесины.[8]

Внедрение в лесную отрасль современных информационных технологий и адаптация их под нужды лесной сферы – необходимое решение, которое формирует новый вектор в деятельности по контролю за оборотом леса и лесоматериалов.

Вместе с тем следует отметить и обосновать ряд недостатков, препятствующих, по мнению, автора, совершенствованию системы противодействия преступлениям в сфере лесопользования.

  • Электронный сопроводительный документ оформляется не во всех случаях.

Так, в соответствии со ст. 50.4 ч. 3 Лесного кодекса Российской Федерации, ЭСД не оформляется в случаях транспортировки древесины:

– заготовленной гражданами для собственных нужд;

– в объеме до 10 кв. м, в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли;

– лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки[9].

На наш взгляд, при переходе на автоматизированную систему учета операций по лесозаготовке, лесопереработке и купле-продаже древесины не должно допускаться исключений, поскольку главной целью является именно учет операций с лесом и лесоматериалами и выявление незаконных действий с древесиной.

Сложность выявления данных преступлений связана с активным противодействием и стремлением сокрыть следы совершенного преступления. Согласно позиции М. А. Васильевой, типичными целями противодействия являются представить выявленную рубку природных ресурсов как законную; представить выявленную рубку леса как административное правонарушение; выдать незаконную рубку как неумышленное деяние [1, c. 19], либо уничтожение природным пожаром [11].

В связи с этим важно уяснить, что вышеуказанные случаи, при которых ЭСД не обязателен для участников лесных правоотношений, используются не только гражданами для совершения преступлений в сфере лесопользования, но и использования данных возможностей организованными группами и преступными сообществами, действующими в лесном секторе. Такая «схема» организации незаконных рубок уже используется:

Лицо (член организованной группы) склоняет граждан к получению разрешения на заготовку древесины для собственных нужд с целью последующего ее выкупа. Для такой преступной схемы характерна масштабность и длительность. С целью получения большей незаконной прибыли, к продаже древесины привлекают большое количество физических лиц. При этом договоренность достигается на выгодных для гражданина условиях: вознаграждение за купленную древесину, ее рубка, первичная переработка, вывоз из лесного участка осуществляется за счет и силами «черных лесорубов».

Граждане в таком случае со своей стороны также нарушают положения ст. 30 ч. 4.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Классическим примером может служить:

Приговор Чердынского районного суда Пермского края от 29 ноября 2018 года в отношении директора ГКУ «Колвинское лесничество» гражданина Д., признанного виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260 УК РФ. Из материалов уголовного дела установлено, что Д., являясь руководителем ГКУ «Колвинское лесничество», в период времени с ДД.ММ.ГГГГ, находясь на территории <адрес>, умышленно, вопреки действующего законодательства, преследуя свои личные корыстные интересы, используя свое служебное положение для осуществления преступных намерений и прикрытия незаконной деятельности, спланировал осуществление преступной деятельности в течение неопределенно длительного периода времени под видом заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Для этого, Д. привлек к совершению преступлений иных лиц, создав организованную группу. С целью конспирации и придания легального вида незаконной деятельности Д. разработал схему совершения преступлений, а именно совершение незаконных рубок лесных насаждений (деревьев) под видом заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

Согласно разработанной схемы, привлеченные в состав организованной группы лица, в целях подготовки документации, обеспечивающей легальное прикрытие незаконной деятельности и сокрытие следов преступления, приобретали и организовывали приобретение за материальное вознаграждение у населения заявлений и доверенностей на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, обеспечивающих формальное основание для заключения фиктивного договора купли-продажи и последующую заготовку древесины; должностные лица ГКУ «Колвинское лесничество», обладающие необходимыми должностными полномочиями и привлеченные в состав организованной группы, в целях конспирации незаконной деятельности, используя свое служебное положение, подготавливали необходимую техническую документацию, предусмотренную порядком заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с указанием фиктивной цели (отопление, возведение строений их ремонта и иных собственных нужд), заведомо зная, что граждане не имеют в действительности намерений на приобретение лесных насаждений для выполнения чётко установленных условий договора купли-продажи, а именно целевого использования лесных насаждений, осуществляли формальное заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами; формально производили отвод и таксацию лесосек для собственных нужд граждан, без натурного участия, используя материалы лесоустройства, при этом умышленно не клеймили обязательные для клеймения и вырубке деревья, не проводили осмотр лесосек по окончанию заготовки древесины, формально вносили отметки в договоры купли-продажи о соответствии объема заготовленной древесины; не производили после завершения работ по заготовке древесины проверку в целях сокрытия преступлений; в свою очередь гражданин Н., привлеченный Д., имеющий в распоряжении наёмных рабочих, инструмент, бензопилы для производства заготовки древесины, трактора и иную технику для перевозки рабочих, которому Д., как организатор преступной группы отвел преступную роль, подыскивал граждан, готовых за материальное вознаграждение формально участвовать в заключении фиктивных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; скупку заявлений от граждан, сбор необходимой для составления и заключения договоров документации (копии паспортов, ИНН), и непосредственно осуществлял обязанности по незаконной рубке древесины на указанных лесных участках. При этом Н., заведомо зная и осознавая, что заключенные договоры купли-продажи это прикрытие преступной деятельности при заготовке древесины, не принимая во внимание объемы древесины, указанные в договорах, непосредственно заготавливал наибольшее количество древесины без каких-либо правовых оснований в лесных участках, в которых также вовлеченные в преступление сотрудники ГКУ «Колвинское лесничество» создали посредством фиктивно заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан прикрытие незаконной деятельности. Таким образом, в результате преступных действий Д. Российской Федерации был причинен материальный ущерб на общую сумму 57 506 841 руб.[10]

Таким образом, указанный способ совершения незаконных рубок в современных условиях может стать наиболее приоритетным, поскольку позволяет не оформлять ЭСД, а, соответственно не отражать операции с древесиной.

Как справедливо отмечает А. А. Иванов, опасность конкретного деяния должна дополняться осознанием наличия подобной опасности индивидом – потенциальным адресатом уголовно-правовых норм.[7, с. 122] В связи с этим и для формирования полноценного понимания наступления уголовной ответственности за экологическое преступление подход к противодействию незаконному обороту леса и в целом экологическим преступлениям должен основываться на актуальных и технологичных возможностях и разработках, которые могут быть адаптированы для потребностей правоохранительной сферы и лесного хозяйства. В настоящее время отмечается значительное внедрение информационный технологий в сферу лесопользования, что позволяет говорить о перспективах развития эффективной системы контроля за заготовкой леса и реализацией древесины, а равно системы профилактики и пресечения преступлений в рассматриваемой сфере.

Как верно отмечено С. И. Голубевым, общественная опасность экологических преступлений определяется их последствиями, имеющими сложный и пролонгированный характер, не поддающимися конкретизации и формализации и затрагивающими интересы не только одного общества и государства, но нескольких государств [3, с. 18].

В свете изложенного, возможно в качестве недостатков дополнительно отметить

низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов с подразделениями Рослесхоза и иными органами, в чьем ведении находится применение информационных систем, связанных с фиксацией состояния лесов.

За правоохранительными органами закреплено право направлять запросы, обязательные для исполнения и при рассмотрении материалов проверок и расследовании уголовных дел данное право успешно реализуется. Следователями и органом дознания направляются запросы в территориальные лесничества, региональные подразделения Министерства природных ресурсов и экологии с целью получения сведений о правовом статусе земель, на которых произрастал незаконно вырубленный лес; сведений о причиненном ущербе в результате совершенного преступления; правоустанавливающих документов и пр. Однако наполнение и объем запрашиваемой информации могут качественно отличаться, в случае, если правоохранительный орган будет располагать сведениями о том, какая информация, в каких информационных системах и в каких объемах имеется в распоряжении соответствующих государственных органов, взаимодействующих с полицией в вопросах противодействия незаконному обороту леса. Выявление административных правонарушений и преступлений, в том числе в рассматриваемой сфере, посредством анализа аккумулирующейся информации об операциях и сделках с заготавливаемой древесиной относится к компетенции именно правоохранительных органов. Сведения, фиксируемые информационными системами должны систематически использоваться в работе органов внутренних дел при выявлении, профилактике рассматриваемых преступлений и расследовании уголовных дел.

В системе мер борьбы с преступностью наиболее действенными в настоящее время являются информационные технологии, позволяющие использовать при раскрытии и расследовании уголовных дел самые актуальные достижения науки и техники. [9, с. 1]

Верным является и утверждение Д. Б. Чуракова, о том, что декриминализация лесной отрасли строится на применении мер правового, в том числе организационно-управленческого и технического характера, эффективность которых во многом зависит от качества действующего законодательства [13, c. 177], которое, как верно отмечено Е. В. Роговой не всегда позволяет дать   правовую оценку вреда, причиненного в связи с совершением экологических преступлений, что является одной из наиболее сложных и актуальных проблем противодействия данным преступлениям [12].

В общем понимании борьба с преступностью предполагает различные формы воздействия: реализацию профилактической, охранительной функций, решающих задачу недопущения наступления общественно опасных последствий преступления. [10, с. 97] При этом специфика выявления фактов незаконных операций с древесиной, связанная, как правило, со значительной площадью лесных территорий, удаленностью от населенных пунктов и пр. [6, c. 133] в современных условиях, направленных на информатизацию правоотношений, должна учитываться при выборе правоприменителем инструментов борьбы с рассматриваемыми преступлениями.

Вышеизложенные доводы позволяют сделать вывод о том, что активное внедрение информационных технологий и искусственного интеллекта в сферу лесопользования и лесопромышленного комплекса создает необходимость в адаптации существующей системы противодействия незаконному обороту леса и лесоматериалов. Разрабатываемые пилотные проекты, фиксирующие состояние лесов необходимо применять на территории всей страны и обеспечивать постоянное обновление информации, содержащейся в базах данных. При этом с целью повышения эффективности противодействия незаконному обороту леса и лесоматериалов необходимо обеспечить доступность информации, содержащейся в автоматизированных системах лесного комплекса для правоохранителей. Информационные технологий, адаптируемые к лесной сфере наделяют правоохранительные органы возможностью своевременно выявлять и реагировать на факты незаконных рубок лесных насаждений или незаконных операций с заготовленной древесиной.

 

 

[1] Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70764 (дата обращения: 24.10.2023)

[2] Официальный сайт Министерства лесного хозяйства республики Татарстан [Электронный ресурс] // Министерство лесного хозяйства Республики татарстан : сайт. URL: https://minleshoz.tatarstan.ru/plani-i-programmi.htm (дата обращения: 02.10.2023)

[3] Официальный сайт государственной корпорации «Роскосмос» // URL: https://www.roscosmos.ru/34134/ (дата обращения: 09.10.2023)

[4] Официальный сайт ФГИС ЛК // URL: https://фгислк.рф/news/rosleshoz/рослесхоз-искусственный-интеллект-п/ (дата обращения: 09.10.2023)

[5]О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений : Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ : принят Государственной Думой 20 января 2021 года : одобрен Советом Федерации 27 января 2021 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375977 / (дата обращения: 28.09.2023).

[6]О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними : Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1099 // Гарант : сайт. https://base.garant.ru/401432072/ (дата обращения: 28.09.2023).

[7] Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации // URL: http://www.rosleshoz.gov.ru (дата обращения: 29.09.2023).

[8] Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1696 : Постановление Правительства РФ от 06.12.2021 N 2214 (ред. от 30.12.2022) // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_403071 / (дата обращения: 29.09.2023).

[9] Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/e336cf99424dcbf63101ca827acf0f07700cd724/#dst1544 (дата обращения: 05.10.2023).

[10] Приговор Чердынского районного суда Пермского края от 29 ноября 2018 года по делу № 1-78/2018 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации : сайт. URL: https://sudact.ru/regular/doc/LaCsLH6B0iVw/?ysclid=lndjo3nobl877606796 (дата обращения: 28.09.2023).

Список литературы

1. Кочесокова, З. Х. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, сущность и общая характеристика // Право и управление. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoy-deyatelnosti-ponyatie-suschnost-i-obschaya-harakteristika (дата обращения: 08.11.2023).

2. Гагарин, Ю. Н., Добровольский А. А., Смирнов А. П. Состояние и перспективы охраны лесов от незаконных рубок в Российской Федерации // Вопросы лесной науки. 2019. Т 2 (4). 22 с. URL: https://jfi.ru/2-4-2019-gagarin_et_al/ (дата обращения: 08.11.2023)

3. Гордеев, А. Ю. Перспективы развития и использования искусственного интеллекта и нейросетей для противодействия преступности в России (на основе зарубежного опыта) // Научный портал МВД России. 2021. № 1(53). С. 123-135. URL: https://mvd.ru/upload/site163/folder_page/008/109/567/Nauchnyy_portal__1_53_4.pdf

4. Грибунов, С. П. Космический мониторинг лесов как элемент реализации криминалистической профилактики преступлений в лесной отрасли // Юридическое образование и наука. 2018. № 2. С. 13-16.

5. Васильева, М. А. Концептуальные основы методики расследования экологических преступлений : автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.12: криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность. М/, 2021. 54 с.

6. Морозов, Р. О. Особенности использования непроцессуальных форм специальных знаний при расследовании уничтожения или повреждения лесных насаждений // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14, № 1. C. 354-361.

7. Иванов, А. А. Противодействие экологической преступности в России: проблемы и перспективы с точки зрения формирования эколого-правовой культуры населения // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 1. С. 114-124.

8. Голубев, С. И. Уголовно-правовое обеспечение экологической безопасности (законодательные и доктринальные основы, классификация видов экологических преступлений и характеристика составов): дис. … д-ра. юрид. наук: 5.1.4: Уголовно-правовые науки/ Казань, 2022. 495 с.

9. Крестовников, О. А. Информационные технологии в борьбе с преступностью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-borbe-s-prestupnostyu (дата обращения: 07.11.2023).

10. Чураков, Д. Б. Противодействие преступным посягательствам на сохранность лесных и иных насаждений (уголовно-правовые и криминологические меры): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право. М., 2017. 286 с.

11. Рогова, Е. В. К вопросу о правовой природе общественно опасных последствии экологических преступлений / Е. В. Рогова, Р. А. Забавко // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 2.

12. Михайлов, А. Е., Семенов, С. А. Криминологический аспект борьбы с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskiy-aspekt-borby-s-prestupnostyu (дата обращения: 08.11.2023).

13. Дедкова, Т. А., Андреев, Е. И. Проблемы ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otvetstvennosti-za-nezakonnuyu-rubku-lesnyh-nasazhdeniy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.11.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?