Введение. Механизм правового регулирования является одним из ключевых понятий теории права. Однако, несмотря на очевидность самой формулировки термина, нет единого подхода к его структуре и содержанию и, соответственно, нет универсального рецепта оценки эффективности действия этого механизма. Анализ базовых понятий, вычленение его структурных элементов и стадий с акцентом на выявление эффективности позволяет более глубоко проникнуть в сущность явлений и процессов, играющих существенную роль в современных правовых реалиях. Материалы и методы. В ходе исследования использовались исследования отечественных ученых, анализировались различные подходы к понятию механизм правового регулирования. В работе сравниваются и анализируются понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование», исследуется структура механизма правового регулирования, отдельные его элементы. При написании статьи использовались общенаучные методы: системный подход, индукция, аналогия, анализ, синтез. Результаты исследования. Проведен анализ механизма правового регулирования, его структуры и особенностей функционирования в современных условиях, пути повышения его эффективности правовыми средствами и методами. Выводы и заключения. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сегодня механизм правого регулирования играет значительную роль в жизни общества. Он позволяет не только определить этапы преобразования норм права, но установить, на какой стадии происходит отклонение от предписаний, сформулированных в законе. Проанализировав различные подходы к толкованию понятия «механизм правого регулирования», мы приходим к выводу, что это последовательная организованная система юридических средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения с целью трансформации нормы права в правомерное поведение граждан. В настоящее время вопросы, связанные с его структурой, остаются дискуссионными, однако ученые сходятся во мнении, что для успешного функционирования механизма правового регулирования необходимо грамотное и слаженное взаимодействие всех его элементов и составных частей. На наш взгляд, в современных условиях данный механизм может эффективно работать лишь при создании положения, при котором в нормах права с помощью высокого уровня законодательной техники будут отражены интересы общества.
механизм правового регулирования, правовое сознание, правовое поведение, регулятор общественных отношений
Не вызывает сомнений положение о том, что право играет важную роль в жизни общества, поскольку оно оказывает целенаправленное воздействие на сознание людей. В настоящее время под правом принято понимать систему общеобязательных социальных норм, которые, в первую очередь, регулируют общественные отношения, возникающие между людьми, и, кроме того, подлежат охране со стороны государства. Как отмечает А. Я. Сухарев, «по отношению к государству и обществу право выступает как регулятор общественных отношений, а процесс регулирования общественных отношений осуществляется механизмом правового регулирования» [1].
Правовое регулирование, обладая специфическим чертами, одна из которых –
целенаправленность, оказывает воздействие на сознание человека и тем самым влияет на его поведение. Подчеркнем, что «правовое воздействие» и «правовое регулирование» являются схожими, но не тождественными понятиями. Специфика правого воздействия преимущественно заключается в том, что в этом случае задействованы как юридические средства, так и правовые принципы. Что касается второго понятия, то правовое регулирование осуществляется только посредством правовых средств, способов и методов. Отметим, что в совокупности все элементы последнего образуют механизм правового регулирования, без которого правовая система не может существовать и развиваться.
Прежде чем перейти к исследованию термина «механизм правого регулирования», необходимо рассмотреть ряд понятий. Так, одним из них выступают правовые средства – юридические инструменты, а именно – нормы права, субъективные права и их юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, направленные на упорядочивание отношений, складывающихся в обществе. Что касается способов правового регулирования, – приемов, посредством которых происходит правовое регулирование, в частности, это дозволение, запрещение и обязывание.
Сегодня в научных кругах авторы по-разному трактуют понятие «механизм правового регулирования». Например, А. С. Пиголкин считает, что это прежде всего организационное воздействие правовых средств, которые позволяют достигать поставленные цели [2].
С позиции Л. П. Рассказова, механизм правового регулирования как «систему правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющую претворить в жизнь содержащиеся в нормах правила поведения [3].
Изучая правовую природу данного понятия, В. В. Лазарев пишет, что механизм правого регулирования направлен на раскрытие процесса перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека [4]
Весьма интересна точка зрения А. В. Малько, который указывает, что это система юридических средств, которая, во-первых, изложена в определенном порядке, во-вторых, направлена на преодоление возникающих в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов препятствий [5]. Автор обращает внимание, что основная задача механизма правого регулирования – постоянное совершенствование законодательства в целях устранения имеющихся на сегодняшний день пробелов и коллизий. По мнению А. В. Малько, оценить эффективность правового регулирования возможно лишь при соотношении цели правого регулирования и достигнутого результата.
Безусловно, любая система имеет в своей структуре определенные элементы, и механизм правого регулирования не является исключением.
Вопрос о его структуре на сегодняшний день также является дискуссионным. Так, представители первого подхода включают в его структуру лишь два основных элемента – правовые нормы и способы их реализации. В данном случае с помощью норм дозволения, запрещения и обязывания происходит процесс воздействия на поведение, а результатом является второй элемент, проявляющийся в фактическом поведении людей.
Однако существует и другая точка зрения, согласно которой механизм правового регулирования не способен в полной мере выполнять свою функцию. В этой связи ученые в качестве дополнительного связующего звена выделяют юридические факты и правоотношения.
Как нами указывалось ранее, вопрос о количестве элементов, образующих структуру механизма правого регулирования, также является спорным. Анализ юридической литературы позволяет заключить, что ученые достаточно часто в его состав включают следующее: юридические нормы, правоотношения, индивидуальные предписания, акты реализации субъективных прав и акты применения права. Заслуживает внимания и тот факт, что, являясь элементами, образующими механизм правого регулирования, они рассматриваются и как его стадии.
Схожей позиции придерживается А. П. Рассказов, дополняя вышеуказанный список несколькими элементами, а именно юридическим фактом и охранительным правоприменительным актом [3] Подчеркнем, что последний не всегда прослеживается в структуре механизма правового регулирования, поскольку является лишь факультативным элементом.
Значительный вклад в исследование механизма правового регулирования внес В. Д. Перевалов. По мнению автора, в имеющуюся на сегодняшний день структуру необходимо добавить такие элементы, как правосознание и режим законности. В подтверждение своих доводов В. Д. Перевалов детально исследует их правовую природу и содержание. Правосознание представляет собой «совокупность знаний, идей и чувств, которая характеризует восприятие, оценку и отношение людей к правовым явлениям в реальной действительности» [6]. Отметим, что правосознание может быть эмпирическим, профессиональным, научным. Помимо этого, существует индивидуальное, групповое и массовое правосознание.
Правовое сознание принято отождествлять с понятием «правовой менталитет». Такое положение обусловлено их тесной взаимосвязью и тем фактом, что правовой менталитет – это фундамент, на котором основывается правосознание. Однако в научном сообществе и по данному вопросу нет единого мнения.
О том, что правосознание шире правового менталитета, указывает в своей работе Р. В. Овичев. В обоснование своей позиции автор пишет: «в системе элементов юридического сознания правовой менталитет предстает в виде глубинного слоя сознания, в определенной мере смыкаясь с правовым уровнем, с юридическим подсознанием» [7]. Однако И. А. Иванников предлагает иной подход, согласно которому правосознание и юридически значимая деятельность в своей совокупности образуют «правовой менталитет», в связи с чем их следует отождествлять [8]
Продолжая исследование механизма правого регулирования, необходимо обратиться к термину «правовая культура». В научной литературе данное понятие рассматривают как совокупность ценностей, созданных человеком в области права, посредством которой представляется возможным оценить качество и состояние жизни общества. Что касается уровня правовой культуры, то он складывается прежде всего из правосознания, степени развития правовой науки и законодательства. В этой связи видится логичным вывод, что все перечисленные ранее элементы являются частью единой системы – механизма правового регулирования.
Аргументируя свою точку зрения относительно включения в структуру механизма правого регулирования такого элемента как режим законности,
В. Д. Перевалов, пишет, что это, в первую очередь, подчинение закону и определение юридической ответственности в зависимости от вида правонарушения [6].
Безусловно, фундаментальным понятием юридической науки является законность. Сегодня законность рассматривается с различных аспектов – социального, политического, юридического и психологического. Однако все они сводятся к тому, что законность обладает верховенством, единством, всеобщностью и неотвратимостью наказания за ее нарушение.
Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что законность следует понимать как общественно-политический режим, заключающийся в верховенстве права и закона в общественной жизни. Возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость юридической ответственности за любые их нарушения принято называть реальностью законности. Ее осуществление возможно лишь при определенных обстоятельствах – предоставлении возможности соблюдать и исполнять правовые предписания, а также создании условий для эффективного противодействия противоправным проявлениям.
Подводя итог, необходимо отметить, что сегодня механизм правого регулирования играет значительную роль в жизни общества. Он позволяет не только определить этапы преобразования норм права, но установить, на какой стадии происходит отклонение от предписаний, сформулированных в законе. Проанализировав различные подходы к толкованию понятия «механизм правого регулирования», мы приходим к выводу, что это последовательная организованная система юридических средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения посредством нормы права упорядочивать общественные отношения, способствовать развитию правомерного поведения. В настоящее время вопросы, связанные с его структурой, остаются дискуссионными, однако ученые сходятся во мнении, что для успешного функционирования механизма правового регулирования необходимо грамотное и слаженное взаимодействие всех его элементов и составных частей. На наш взгляд, в современных условиях данный механизм может эффективно работать лишь при создании такого положения, при котором в нормах права с помощью высокого уровня законодательной техники будут отражены интересы общества.
1. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М.: Изд. дом Инфра-М, 1999. С.740-741.
2. Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. 2-е издание. М.: Юрайт, 2010. С.576.
3. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник, углубленный курс. М.: Инфра-М, 2015. С. 445.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2023. 521 с.
5. Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник. Саратов: КРОСС-Н, 2010. С.96-97.
6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. С.397.
7. Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет. Автореферат канд.юрид.наук. Краснодар, 2006. С.15-20.
8. Иванников И. А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов на Дну: издательство Рост. университета, 2003. С.305.