СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье проведен компаративистский анализ правовых и организационных основ участия населения в обеспечении общественного порядка в двух государствах: Российской Федерации и Республике Беларусь. Материалы и методы: нормативную основу сравнительно-правового исследования составляют нормы российского и белорусского законодательства, закрепляющие основные формы содействия институтов гражданского общества органам внутренних дел в охране правопорядка, правовой статус лиц, задействованных в данной общественно-полезной деятельности. Методологической основой исследования выступил сравнительно-правовой метод научного познания, позволивший выявить общее и особенное в исследуемом материале, а также диалектический метод, методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили сформулировать схожие аспекты участия граждан в охране общественного порядка, выявить отличительные черты рассматриваемой деятельности, а также предложить пути повышения эффективности функционирования института участия гражданского общества в обеспечении и поддержании общественного порядка и общественной безопасности. Выводы и заключения: 1) участие институтов гражданского общества в обеспечении правопорядка в России и Республике Беларусь охватывает как индивидуальные, так и коллективные формы; 2) внештатное сотрудничество в белорусском законодательстве в отличие от российского может осуществляться не только с органами внутренних дел (полицией), но и с иными органами государственной власти. Правовой статус внештатного сотрудника имеет отличия в части расширения правомочий белорусского внештатного сотрудника по применению специальных мер административно-правового принуждения; 3) правой статус народного дружинника в целом представляется достаточно схожим в части закрепления основных прав и обязанностей по охране общественного порядка. Вместе с тем, принципиальные отличия касаются наделения особыми правами дружинника по пресечению правонарушений согласно законодательству Республики Беларусь, включая право на применение физической силы. Предлагается усовершенствовать статус российского народного дружинника, предоставив ему право применения физической силы в целях пресечения противоправных деяний, при невозможности использования иных средств противодействия неправомерному поведению правонарушителя.

Ключевые слова:
общественная безопасность, общественный порядок, охрана общественного порядка, добровольные народные дружины, внештатное сотрудничество
Список литературы

1. Панкратов, С. А. Взаимодействие институтов власти и гражданского общества в контексте противодействия экстремистским формам поведения современной молодежи // Baikal Research Journal : науч. журн. : электронная версия. 2022. Т. 13. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-institutov-vlasti-i-grazhdanskogo-obschestva-v-kontekste-protivodeystviya-ekstremistskim-formam-povedeniya. (дата обращения: 22.12.2023).

2. Пирбудагова Д. Ш. Роль институтов гражданского общества в противодействии экстремизму в России / Д. Ш. Пирбудагова, З. М. Мусалова // Всероссийский криминологический журнал : науч. журн. 2017. Т. 11, № 4. С. 784–793.

3. Иванченко, О. С. Институты гражданского общества в предупреждении коррупции / О. С. Иванченко, Р. Б. Иванченко // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия : науч. журн. 2022. № 4. С. 83–88.

4. Батьянова, Л. Н. Гражданские движения как возможная действующая сила социальных преобразований / Л. Н. Батьянова, С. В. Корнакова, Е. В. Чигрина // Baikal Research Journal : науч. журн. : электронная версия. 2017. Т. 8. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskie-dvizheniya-kak-vozmozhnaya-deystvuyuschaya-sila-sotsialnyh-preobrazovaniy/viewer (дата обращения: 22.12.2023).

5. Купцова, О. Б. Принцип делиберативности как важнейшая предпосылка взаимодействия социального государства и гражданского общества в эпоху цифровизации // Академический юридический журнал. 2021. Т. 22. № 4. С. 287–296.

6. Потанин, А. В. К вопросу о закреплении за народными дружинниками специальных прав и обязанностей и отдельных проблемах их реализации // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информ.-методич. журн. 2017. № 1 (80). С. 202–206.

7. Барышников, М. В. Административно-правовые формы взаимодействия полиции с гражданами по охране общественного порядка (на примере Орловской области) // М. В. Барышников, М. М. Исаев // Вестник Краснодарского университета МВД России : науч. журн. 2020. № 2 (48). С. 75–79.

8. Гуз, О. М. Опыт и результативность практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России : науч. журн. 2021. № 2 (90). С. 158–165.

9. Беженцев, А. А. Участие граждан в профилактике правонарушений и их взаимодействие с правоохранительными органами: традиции и перспективы / А. А. Беженцев, Т. А. Петров // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России : науч. журн. 2022. № 4 (70). С. 91–,95.

10. Колёско, С. С. К вопросу о поощрении граждан, участвующих в охране общественного порядка // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы : науч. журн. Серия 4. Правоведение. 2022. Т. 12, № 2. С. 33–41.

Войти или Создать
* Забыли пароль?