РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ ГОСУДАРСТВ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет собой одну из серьезных проблем для всего мирового сообщества. Поэтому взаимодействие государств по ее решению является важным элементом в развитии и защите прав граждан каждой страны. Материалы и методы. В работе использованы международные соглашения по рассматриваемой проблеме, дана историческая характеристика их становления и развития. Результаты исследования. В качестве результатов исследования авторы делают выводы о роли международного сотрудничества в становлении международного механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при более детальном изучении роли международных организаций в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также проведения сравнительного анализа национальных механизмов в этой сфере. Выводы и заключения. Обсуждение глобальных вопросов в рамках сотрудничества и принятие рабочих документов – не единственная форма сотрудничества. Тем не менее, такой нормотворческий процесс играет важную роль, поскольку отдельные совместно разработанные правила переносятся государствами в национальное законодательство и применяются на практике.

Ключевые слова:
международное сотрудничество, незаконный оборот наркотиков, наркотические средства и психотропные вещества, Международный комитет по контролю за наркотиками, Всемирная организация здравоохранения.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ традиционно рассматривается в контексте внутригосударственной деятельности правоохранительных органов. Однако такая работала началась изначально посредством установления международных ограничений посредством принятия международного соглашения, на основании которой государства – участники создавали свой национальный механизм. Нисколько не умоляя значения и эффективности деятельности национальных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, остановим свое внимание именно на международном влиянии сотрудничества государств на весь этот механизм.

Вот уже более 100 лет наркотические средства и психотропные вещества (далее наркотики) выступают объектом сотрудничества государств. Тому есть различные причины. Во-первых, с развитием медицины приходит понимание о чрезмерном использовании таких препаратов в медицинских целях и далеко не всегда оправдано, что приходит к установлению государствами запретов и ограничений, а значит основы для развития теневого распространения наркотиков. Во-вторых, в начале 20-го века распространение наркотиков приобретает трансграничный характер, перемещается через государственные границы и представляет угрозу для здоровья населения большого количества стран. Интернационализация преступности, связанной с контрабандой наркотиков, особенно организованной – одна из центральных проблем современных государств [1, c. 166].

Международная опиумная конвенция 1912 г. (с изменениями 1925 г.) закрепила обязательство государств – участников создать национальные механизмы контроля производства наркотиков, постепенно сократить и прекратить внутреннюю торговлю и употребление [2,
с. 39]. Постепенного закрепления внутри страны ввоза и вывоза наркотических средств. Изначально конвенция распространяла данные запреты и ограничения на опиум и его производные. А отдельная глава Конвенции посвящена регулированию медицинского использования наркотиков (опиума, кокаина, героина, морфия и т.д.) и их ограничению. Среди правовых норм в документе закреплены химические формулы этих веществ и дается их четкая характеристика. Таким образом, впервые именно на международном уровне был введен контроль за оборотом наркотиков и лицензионный порядок их законного производства в формате международных обязательств для государств – участников, которые они должны были имплементировать в свое национальное законодательство. То есть появление национальных законов о признании преступной такой деятельности основано именно на международных нормах.

Несмотря на общие правила для всех стран, исходя из специфики наркооборота на их территории, государства можно поделить на:

– страны – производители наркотиков;

– страны транзита наркотиков;

– страны – потребители наркотиков.

Конечно, данное деление носит условный характер, поскольку часто в одной стране могут присутствовать все три проблемы. Однако с учетом именно данных факторов каждая из стран выбирает свой механизм борьбы с незаконным оборотом наркотиков, что отражается на ее законодательстве и организационном механизме. А значит, при наличии общих международных обязательств, будут разные способы их реализации. Посредством международного взаимодействия государства обмениваются опытом борьбы, разрабатывают и реализуют совместные мероприятия для пресечения тех или иных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Важный исторический период в рассматриваемой сфере международного сотрудничества приходится на 60-е – 80-е годы 20-го века. Именно в эти годы в рамках ООН были приняты базовые международные соглашения, на которых основано современное международное взаимодействие по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В этот период были приняты три конвенции:

  1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с изменениями
    1972 г.)
    [1];
  2. Конвенция о психотропных веществах 1971 г.[2];
  3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.[3]

Рассмотрим достоинства и недостатки этих соглашений с точки зрения влияния на национальные механизмы борьбы.

Как отмечают эксперты, указанная Конвенция - это основной международно-правовой акт, целью которого является содействие сотрудничеству между государствами в принятии эффективных мер против злоупотребления наркотическими средствами, ограничение их потребления [3, С. 138]. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. представляет собой кодифицирующий международный акт обязательного характера, включающий в себя положения из ранее действовавших различных международных соглашений по борьбе с наркотиками, а также новые правила поведения для государств – участников, сформировавшиеся с учетом современного общества и его проблем. В разработке данного соглашения принимали участия различные специализированные учреждения ООН, в том числе Всемирная организация здравоохранения и Международная организация гражданской авиации. Конвенция была разработана с целью обеспечить эффективный международный контроль за законным перемещением наркотических средств во всем мире – от производства, изготовления и торговли до распространения и потребления [4]. Таким образом данное международное соглашение представляет собой единый правовой механизм по осуществлению контроля за оборотом наркотических средства и пресечению незаконности этого процесса.

В соответствии с положениями Конвенции был создан единый международный орган, осуществляющий международный контроль за оборотом наркотических средств (а позднее и психотропных веществ) – Международный комитет по контролю за наркотиками, который функционирует при ООН. Именно Конвенция закрепила Списки (I, II, III, IV), в которых перечислены вещества, признающиеся наркотическими [3, с. 125]. Данные списки обновляются и корректируются с учетом потребностей общества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, а также в связи с появлением новых видов веществ, представляющих собой угрозу здоровью. Данные списки имплементируются в национальное законодательство государств и в соответствии с ними осуществляется контроль и оборотом, а также противодействие наркотической преступности. В России они утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации и постоянно обновляются с учетом международных рекомендаций. Необходимость такого соответствия связана с трансграничным характером преступной деятельности. Для осуществления эффективного пресечения действий незаконного оборота наркотиков государства должны иметь единый механизм не только процедур, но и понимания предмета преступления.

Следует отметить особую роль Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) в реализации положений Конвенции, в том числе, в корректировке Списков наркотических средств и иных веществ. Государства могут именно через ВОЗ поднять вопрос о необходимости включения в Списки новых веществ, которые представляют собой угрозу здоровья населения и являются предметом распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков.

Конвенция детально регламентирует механизм контроля за законным оборотом наркотических средств, необходимых в медицинских и научных целях, предусмотренные различные форматы взаимодействия государств для его совместной и эффективной реализации.

Следующим документом для анализа выступает Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Договор является взаимосвязанным элементом всего механизма международного контроля за оборотом наркотиков. В нем присутствуют отсылки на Единую конвенцию и ее положения. Фактически, она является определенным правовым продолжением Единой конвенции, дополняющим ее содержания по вопросам психотропных веществ. Как отмечают эксперты, установила режим контроля над большим количеством синтетических веществ, обладающих психоактивным действием (например, амфетаминами, барбитуратами и бензодиазепинами) [4].

В 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, став еще одним элементом в единой системе международного контроля за наркотиками. В этом соглашении уже определены единые подходы к наркотическим преступлениям, формы процедурного и организационного сотрудничества правоохранительных органов государств для пресечения их совершения. Еще одним достижением данного документа является установление новой системы контроля над химическими веществами – прекурсорами и растворителями, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотиков.

Таким образом, принятие выше рассмотренных трех конвенций, а также внесенные в них изменения, представляют собой международно-правовую платформу для осуществления сотрудничества государств и международных организаций по контролю и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В рамках такого взаимодействия ведется различная статистика, в том числе, по выявлению трансграничных каналов незаконной перевозки [5]. Это позволяет разрабатывать и применять новые подходы по совместному пресечению наркотрафика на территории большого количества государства. Данная информация позволяет также государствам выявить определенные закономерности, как самого наркотрафика, так и качественных способов борьбы с ним, используемые отдельными странами, заимствовать их с учетом своей национальной специфики.

В тоже время существуют и определенные проблемы относительно выполнения государствами своих международных обязательств в рамках указанных международных договоров. Так, Конвенция 1988 г. закрепляет примерные диспозиции преступных деяний, которые имплементируются в законодательство государствами уже с учетом специфики своей юридической техники, традиций и в целом правовой системы. Соответственно, сами составы, в случае их юридического сравнения, могут отличатся. Данный факт может негативно повлиять на возможность осуществления совместных операций по пресечению перевозки, либо решении вопроса о выдаче наркопреступников. Данное обстоятельство носит объективный характер, поскольку в рамках международного договора сложно закрепить жесткое правило поведения, которое смогут напрямую применять правоохранительные органы всех государств – участников. Поэтому Международный комитет по контролю за наркотиками разрабатывает и рекомендует странам различные руководства по деятельности в той или иной сфере наркоконтроля. Например, «Руководство для правительств по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем» 2009 г., в котором даны рекомендации как применить положения конвенций с учетом современных способов распространения наркотиков и пресечь их.

Так, Комитет рекомендует правительствам включить в свое национальное законодательство положения, позволяющие соответствующим органам власти расследовать деятельность и возбуждать судебные дела против Интернет-аптек и других веб-сайтов, размещенных на серверах поставщиков интернет-услуг, действующих с территории их страны, которые используются в целях незаконной торговли веществами, находящимися под международным контролем [6, с. 5].

В рамках системы ООН функционирует целый механизм организационных структур по международному сотрудничеству в области борьбы с наркотиками. В 1997 г. было создано Управление ООН по наркотикам и преступности (далее УНП). Оно объединило в своем лице Программу ООН по контролю над наркотиками и Центра по предупреждению международной преступности [3]. Работа Управления направлена на ознакомление мира с опасностями, возникающими из-за злоупотребления наркотиками, и на активизацию международных действий против изготовления наркотиков, их незаконного оборота и на борьбу с преступностью [7,
с. 113]. Руководство за деятельностью УНП осуществляет Комиссия по наркотическим средствам.

В целях развития положений антинаркотических конвенций и эффективности международного сотрудничества, в 2009 г. в рамках очередной сессии Комиссии по наркотических средствам состоялась встреча на высшем уровне, в результате которой стало принятие Политической декларации и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков[4]. В документе подчеркивается значимость комплексного механизма взаимодействия. 

В качестве направлений Плана действий определены: сокращение спроса на наркотики; сокращение незаконного предложения наркотиков; контроль над прекурсорами и стимуляторами амфетаминового ряда; международное сотрудничество в деле искоренения незаконного культивирования растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, и в области альтернативного развития; борьба с отмыванием денег; сотрудничество в правоохранительной области. Каждое из указанных направлений детально раскрывается в Плане действий с характеристикой мероприятий для государств, регионов и мирового сообщества в целом.

Следует отметить, что рассматриваемые Декларация и План действий являются источником «мягкого права» – документом рекомендательного характера. Их реализация полностью зависит от инициативы и решений самих государств. Однако тенденцией развития международных отношений последних десятилетий выступает именно применение и эффективная реализация подобных необязательных актов, что свидетельствует о высокой заинтересованности их участников.

В 2016 г. состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам. Она была созвана по инициативе ряда стран Центральной и Латинской Америки (Мексики, Гватемалы и др.) в целях реформирования репрессивной наркополитики [8, с. 23]. Итогом встречи стало принятие Заключительного документа[5], в котором получили закрепление разработанные рекомендации по различным вопросам международного сотрудничеств в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков с учетом современных особенностей общества.

Конечно, обсуждение глобальных вопросов в рамках сотрудничества и принятие рабочих документов – не единственная форма взаимодействия. Однако такой нормотворческий процесс играет важную роль, поскольку отдельные совместно разработанные правила переносятся государствами в национальное законодательство и применяются на практике. Это как раз и способствует реализации поставленных глобальных задач в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Борьба с наркотиками прошла сложный путь от легального вида бизнеса в отдельных географических регионах, до признания опасности и преступности такой деятельности.
  2. В настоящее время существует качественная международно-правовая платформа сотрудничества государств и международных организаций в рассматриваемой сфере.
  3. Для соответствия действующих международных норм современным реалиям и угрозам в рамках международных институтов разрабатываются и принимаются различные документы рекомендательного характера, направленные на повышение эффективности работы, как на государственном, региональном, так и международном уровне.
  4. Несмотря на имеющиеся объективные вопросы относительно выполнения обязательств по наркотическим конвенциям, благодаря их принятию и реализации в рамках мирового сообщества функционирует глобальный механизм по контролю за законным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в медицинских и научных целях) и пресечению их незаконного оборота.
  5. Важное значение имеют оба его блока: международные правовые и организационные элементы; национальное законодательство и деятельность правоохранительных органов государств – участников. Говоря о борьбе с наркоманией, нельзя их разделять, они единое целое, чья деятельность направлена на защиту здоровья населения всей планеты. Как отмечается в докладе Международного комитета по контролю за наркотиками: «Эффективность международной системы контроля над наркотиками зависит от коллективных усилий государств – членов по осуществлению и мониторингу осуществления конвенций» [9, с. 29]. 
 

[1] Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с изменениями 1972 г. // URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1961_ru.pdf (дата обращения 15 января 2023 г.)

[2] Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // URL: https://www.incb.org/documents/ Psychotropics/conventions/convention_1971_ru.pdf (дата обращения 15 января 2023 г.)

[3] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (дата обращения 15 января 2023 г.)

[4] Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. // URL: https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/ CND_Sessions/CND_52/Political-Declaration2009_V0984965_R.pdf (дата обращения 25 апреля 2023 г.).

[5] Заключительный документ специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 2016 года по мировой проблеме наркотиков Нью-Йорк, 19–21 апреля 2016 года. URL: https://www.unodc.org/documents/postungass2016/outcome/V1603303-R.pdf (дата обращения 25 апреля 2023 г.).

Список литературы

1. Зарубин, А. А., Зарубина, Н. П. Объективные необходимости и правовые возможности международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков // Законность и порядок: правосознание и правовая культура современного общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-172.

2. Федоров, А. В. К столетию Шанхайской опиумной конвенции 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. №4. С. 38-40.

3. Ролик, А.И. Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2014. Т.16. №1-2. С. 122-131.

4. Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. URL: https://www.un.org/ru/observances/end-drug-abuse-day (дата обращения 25 апреля 2023 г.)

5. Main heroin trafficking flows as described by reported seizures. URL: https://www.unodc.org/res/wdr2022/MS/Statistical%20Annex/7.3.1_-_Main_heroin_trafficking_flows_as_described_by_reported_seizures_20162020.pdf (Дата обращения 15 января 2023 г.)

6. Руководство для правительств по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем 2009 г. Международный комитет по контролю за наркотиками. Нью-Йорк, Изд-во: ООН. 26 с.

7. Хохлов, Е.Е. Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Научный портал МВД России. 2020. №2 (50). С. 111- 21.

8. Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбы с ней. // Наркология. 2016. Т.15. №5 (173). С. 23-40.

9. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками за 2017. Глава II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками. Окончание // Наркология. 2018. Т.17. №5. С. 9-30.

Войти или Создать
* Забыли пароль?