Введение. Целью исследования стало выявление на основе анализа статистических данных, следственной и судебной практики, закономерностей рассмотрения поступивших сообщений о совершении хищений из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, принятия по ним законных и обоснованных решений; обобщение существующих проблем правоприменительной практики, в том числе связанных с определением подследственности; внесение законодательных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в данной сфере борьбы с преступностью. Материалы и методы. Разработка темы исследования потребовала применения многопрофильной методики. Использованы формально-юридический, описательно-аналитический, системно-структурный, статистический методы анализа и объяснения социальных и правовых явлений. Результаты исследования. Позволили выявить закономерности рассмотрения следователями органов внутренних дел сообщений о преступлениях, связанных с хищениями из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также предпосылки к совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части квалификации и определения подследственности рассматриваемой категории преступлений. Выводы и заключения. В качестве предложения относительно развития определения подследственности преступлений, связанных с хищениями из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, и их дальнейшего расследования сформулированы предложения, предполагающие новые диспозиции чч. 2 и 5 ст. 215.3, а также альтернативную подследственность по ней.
топливно-энергетический комплекс, проверка сообщения о преступлении, расследование преступлений, квалификация преступлений, уголовная ответственность.
Обеспечение экономической безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Топливно-энергетический комплекс особенно важен для отечественной экономики. Благодаря его функционированию организации и население обеспечиваются теплом и электроэнергией. Экспорт таких ресурсов, как нефть, нефтепродукты и газ имеет бюджетообразующий характер.
С развитием сетей трубопроводов не перестает быть актуальным снижение количества преступных посягательств на объекты энергетической инфраструктуры.
Одной из основных причин сложности охраны трубопроводов от преступных посягательств является их протяженность. При этом охрана трубопроводов осложняется еще и тем, что «деятельность врезчиков приобретает индустриальные масштабы, время одиночек прошло, используется дорогостоящее оборудование, значительные средства. Совершают такие преступления организованные группы, у каждого участника которой есть своя четко определенная роль»[1].
Актуальность обсуждения настоящей проблемы обусловлена возникающими вопросами относительно квалификации преступных деяний, предметом которых выступают нефть и газ, и недостаточной изученностью особенностей расследования преступлений данной категории.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 283-ФЗ[2] ч. 3 ст. 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)[3] была дополнена квалифицирующим признаком – кражей, совершенной из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода. Но что стало причиной подобного дополнения? Во-первых, угроза не только экономической, но и экологической безопасности территорий, через которые проложены данные трубопроводы, а во-вторых, значительное увеличение в них врезок, которые приобрели к тому моменту массовый и фактически обыденный характер.
Однако не все проблемные вопросы принятием вышеуказанного закона удалось разрешить. Так, определение суммы ущерба, т. е. количества, объема похищенной нефти по-прежнему оставалось невозможным, если нефть не была изъято. Обусловлено это было тем, что полученные органами расследования преступлений сведения из нефтяной компании содержат данные об объеме изъятой из оборота нефти или нефтепродуктов, а не о количестве похищенного сырья, поскольку при хищении путем незаконной врезки в нефтепровод или нефтепродуктопровод имеет место разлив нефти, и нередко в значительных объемах. Вместе с тем приравнивание данного вида противоправных деяний к кражам из хранилищ в значительной степени повысило уровень оперативно-служебной деятельности правоохранительных и судебных органов по привлечению виновных к уголовной ответственности.
При этом следует исходить из того, что процесс хищения указанных химических веществ всегда связан с незаконным подключением (врезкой) к инженерным артериям, по которым осуществляется их транспортировка, – трубопроводам, что может повлечь за собой риск утечки данных веществ, их возгорание и нередко взрыв, что предполагает выделение факультативных объектов – общественной и экологической безопасности. Данное обстоятельство явилось предпосылкой того, что вышеупомянутым Федеральным законом была введена ст. 215.3 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, однако эффективность ее применения (порядка 350 возбужденных уголовных дел в год при ежегодно регистрируемых нескольких тысяч врезок) была недостаточной. Диспозиция данной уголовно-правовой нормы не предусматривала условий ответственности за наступление тяжких последствий, в том числе гибели людей. Указанные обстоятельства побудили законодателя разработать соответствующий законопроект, которым ст. 215.3 УК РФ была дополнена двумя частями, предусматривающими повышенную уголовную ответственность за незаконные врезки в нефтегазотрубопроводы, в том числе повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, с отнесением данных противоправных деяний, введенных в УК РФ, к тяжким преступлениям. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что только за период с 2005 по сентябрь 2016 гг. общее количество происшествий при пользовании газом в быту составило 4 390 случаев, в которых пострадало 7 590 человек, в том числе 2 953 человека со смертельным исходом[4]. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 229-ФЗ[5] указанная статья стала именоваться как самовольное подключение к газопроводу, нефтепроводу, нефтепродуктопроводу либо приведение их в негодность.
Включение указанной уголовно-правовой нормы в УК РФ привело в свою очередь к конкуренции ч. 3 ст. 215. и п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Так, в одном случае преступление (разрушение, повреждение или приведение в негодность нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода) совершается из корыстных побуждений (с целью хищения сырья), а в другом – разрушения, повреждения или приведения в негодность нефтепровода, нефтепродуктопровода, чтобы совершить из них кражу.
Разрешение этого противоречия нашло отражение в одном из решений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, где указывается, когда в ходе совершения тайного хищения нефти, нефтепродуктов или газа путем врезки в нефтепровод, нефтепродуктопровод, газопровод происходит их разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние, а также аналогичные последствия имеют место с технологически связанными с ними объектами, сооружениям, средствами связи, автоматики, сигнализации, что повлекло или могло повлечь нарушение их нормальной работы, то такое деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 158 и ст. 215.3 УК РФ[6].
С учетом специфики эмпирических исследований хищений из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, заключающейся в отсутствии группировки статистических сведений по п. «б» ч. 3 ст. 158 и ст. 215.3 УК РФ в статистической отчетности ГИАЦ МВД России, следует заметить, что в разделе 21 «Число осужденных лиц и иные лица, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам (квалифицирующие признаки преступления по пунктам статей Уголовного кодекса Российской Федерации)» формы 10-а Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лицах, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам» имеются определенные сведения по рассматриваемому виду хищений.
В других статистических формах рассматривается общая статистика по ч. 3 ст. 158 УК РФ по находящимся в производстве следователя уголовным делам и вынесенным по ним судебным решениям. В то же время определенные статистические данные по ч.ч. 1–5 ст. 215.3 УК РФ представлены в форме 10.3 Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению». При этом в форме 050 ГИАЦ МВД России представлены сведения о хищениях, совершенных в системе магистральных трубопроводов (нефть, нефтепродукты, природный газ). Статистические данные из указанных источников представлены в табл.1.
По результатам анализа статистических данных о хищениях, совершенных в системе магистральных трубопроводов за период 2019–2022 гг., установлено, что в целом по России произошло сокращение данного вида преступности, что, по мнению авторов, обусловлено повышением уровня уголовной репрессии непосредственно за осуществление врезок в нефтегазотрубопроводы.
Таблица 1
Хищения, совершенные в системе магистральных трубопроводов[7]
|
Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде |
Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде |
В том числе с направлением уголовных дел в суд |
По оконченным и приостановленным уголовным делам из числа находящихся в производств (в тыс. руб.) |
Выявлено лиц, совершивших преступления |
|
||||
размер причиненного материаль-ного ущерба |
процент возмещенного ущерба |
|
|
|||||||
Всего хищений, совершенных в системе магистральных трубопроводов за: |
||||||||||
2019 |
||||||||||
нефть |
115 |
23 |
23 |
154 211 |
19,7 |
61 |
|
|||
нефтепродукты |
125 |
30 |
27 |
27 897 445 |
9,1 |
81 |
|
|||
природный газ |
199 |
201 |
194 |
11 627 |
55,4 |
203 |
|
|||
2020 |
||||||||||
нефть |
85 |
24 |
20 |
18 910 |
145,6 |
39 |
|
|||
нефтепродукты |
70 |
22 |
22 |
8 134 709 |
66,6 |
63 |
|
|||
природный газ |
164 |
141 |
137 |
1 006 582 |
0,7 |
131 |
|
|||
2021 |
||||||||||
нефть |
57 |
19 |
19 |
1 865 |
58,4 |
16 |
|
|||
нефтепродукты |
65 |
35 |
35 |
620 224 |
6,3 |
104 |
|
|||
природный газ |
138 |
130 |
126 |
99 774 |
51,5 |
118 |
|
|||
2022 |
||||||||||
нефть |
52 |
16 |
15 |
323 098 |
442,1 |
68 |
|
|||
нефтепродукты |
44 |
14 |
12 |
16 851 |
77,9 |
35 |
|
|||
природный газ |
99 |
91 |
89 |
22 625 |
57,9 |
82 |
|
|||
При этом наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений о хищениях на магистральных трубопроводах и, соответственно, снижение числа осужденных по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и в то же время увеличение количества осужденных по ч. 1 ст. 215.3 УК РФ. Это может быть объяснено как усовершенствованием действующих и распространением новых систем безопасности, так и снижением эффективности работы по выявлению преступлений рассматриваемой категории.
В ходе проведения исследования в 2020–2022 гг. осуществлен анализ более 70 вступивших в силу (в разное время) обвинительных приговоров судов по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. В большинстве своем рассматриваемые преступные деяния осуществлялись путем врезки в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы или газопроводы, после чего осуществлялось хищение. Однако этим вопросы квалификации указанного вида преступлений не ограничиваются.
Для квалификации кражи нефти понятие «магистральный трубопровод» играет определяющую роль, поскольку термин «трубопровод» в качестве хранилища в примечании к ст. 158 УК РФ представляет толкование, охватывающее и магистральные, и технологические, и региональные, и вспомогательные трубопроводы, не говоря об иных, хотя в качестве предмета преступления магистральные трубопроводы отмечены в диспозиции п. «б» ч. 4 ст. 215.3 УК РФ.
Как отмечено выше, эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с незаконными врезками в нефтегазотрубопроводы оставалась достаточно низкой. Так, в 2017 г., несмотря на весьма значительное количество (возбуждено 349 уголовных дел) выявленных противоправных деяний указанного вида, было расследовано с направлением в суд всего 38 противоправных деяний. С принятием указанного выше Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 229-ФЗ эффективность в данном направлении борьбы с преступностью повысилась, что отражено в приведенных данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о количестве осужденных за незаконные врезки в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы и газопроводы (табл. 2)[8].
Одновременно в правоприменительной практике возникают вопросы, обусловленные тем, что при совершении преступления, предусмотренного частью первой, второй и пятой ст. 215.3 УК РФ, привлечение к ответственности подразумевается лишь в случае незаконного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам при наличии у лица административного наказания за подобное действие, а по части третьей, четвертой и пятой ст. 215.3 УК РФ в случае врезки, приведшей в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы. Следовательно, в случае отсутствия у лица, совершившего деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 215.3 УК РФ, административного наказания за подобное действие, а также дополнительных последствий, указанных в частях 2-5 указанной статьи, действия такого лица не могут и не должны дополнительно квалифицироваться по данной норме уголовного закона. С целью устранения указанных дефектов положений ст. 215.3 УК РФ предлагается переформулировать диспозиции части второй указанной статьи, указав в ней на самовольное подключение, совершенное в отношении магистральных трубопроводов, и части пятой данной статьи, исключив из нее ссылку на часть первую ст. 215.3 УК РФ.
Таблица 2
Сведения по расследованию уголовных дел
по ст. 215.3 УК РФ за 2017–2022 гг.
Год
|
Количество уголовных дел на начало отчетного периода |
В том числе кол-во преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде |
Кол-во предварительно расследованных преступлений |
Направлено в суд с обвинительным актом (заключением, постановлением) |
Приостановлено по ч. 1 ст. 208 УПК |
Выявлено лиц |
2017 |
349 |
298 |
38 |
37 |
246 (в т.ч. по п. 1 – 245) |
43 |
2018 |
368 |
306 |
106 |
101 |
154 (в т.ч. по п. 1 – 152) |
101 |
2019 |
815 |
720 |
638 |
543 |
54 (в т.ч. по п. 1 – 50) |
646 |
2020 |
1277 |
1175 |
1095 |
868 |
42 (в т.ч. по п. 1 – 36) |
1014 |
2021 |
1266 |
1138 |
1112 |
963 |
23 (в т.ч. по п. 1 – 23) |
1035 |
2022 |
1677 |
1552 |
1450 |
1306 |
64 (в т.ч. по п. 1 – 61) |
1391 |
Субъектами несанкционированного хищения газа из газопроводов, как свидетельствует практика выявления данного вида противоправных деяний, являются должностные лица небольших хозяйствующих субъектов (различного рода мастерских, объектов торговли и др.), а в газифицированном домовладении – лица, проживающие в жилых помещениях. Зачастую такие преступления совершаются в результате неоплаты газа или нарушения договорных обязательств и отключения газовыми службами газоснабжения в том или ином жилом помещении. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что большинство подобных преступлений совершается на юге страны – в Северо-Кавказском федеральном округе. Как правило, лица, совершающие подобные преступления, обладают низким уровнем дохода, не имеют постоянного источника прибыли.
При этом любой газопровод обладает индивидуальными характеристиками, включая уровень давления и другие, которые, должны быть отражены в материалах уголовного дела, в котором состав преступления квалифицируется предварительным следствием по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Эти же характеристики необходимо фиксировать и при краже нефти и нефтепродуктов, тем самым расширяется спектр доказательной базы. Решение проблемы хищения газа из газопровода, подведенного непосредственного к газовой плите в квартире или ином другом жилом помещении, совершенного путем открытия подведенного крана без какой-либо врезки и повреждения газопровода, видится в квалификации по ч. 1 ст. 158 УК РФ, поскольку оно совершается в пределах своего места жительства. При этом ущерб причиняется юридическому лицу, а незаконная криминальная врезка отсутствует. Однако в случае совершения на территории добычи нефти и газа или перерабатывающих организаций, транспортных магистралей хищений сырья, деяние будет квалифицироваться по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ.
В качестве еще одной проблемы относительно исследуемых вопросов полагаем возможным заметить, что практика расследования преступлений данной категории показала, что следственными подразделениями МВД России осуществляется рассмотрение сообщений по обозначенным преступлениям, совершенным в том числе и в составе группы лиц по предварительному сговору. Однако в силу ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ)[9] они вынуждены, проведя комплекс необходимых следственных и иных процессуальных действий, направлять практически расследованные уголовные дела по подследственности в Следственный комитет Российской Федерации. В регионах данная практика складывается в зависимости от позиции надзирающего прокурора, но в целом приводит к излишней волоките и не отвечает принципу разумного срока уголовного судопроизводства.
В этой связи нами предлагается внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство в части подследственности, включив части 2–5 статьи 215.3 УК РФ в пункт третий части второй статьи 151 УПК РФ.
Изложенное позволяет сформулировать вывод о том, что внесение федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 283-ФЗ и от 29 июля 2018 г. № 229-ФЗ проанализированных нами изменений обеспечили повышение эффективности деятельности правоохранительных и судебных органов по выявлению, расследованию и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших противоправные деяния о самовольном подключении к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, либо приведении их в негодность и хищение из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, негативные последствия совершения которых выразились в виде причинения государству материального ущерба и наступления иных тяжких последствий, в том числе гибели людей.
[1] Ущерб «Транснефти» от криминальных врезок в 2020 г. превысил 600 млн руб. // Транснефть : сайт. URL: https://www.transneft.ru/pressReleases/view/id/13131/ (дата обращения: 05.05.2022).
[2] О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2006 № 283-ФЗ // (последняя редакция) : принят Государственной Думой 6 декабря 2006 года : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2006 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64943/ (дата обращения: 05.05.2022).
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изменениями и дополнениями на 24 сентября 2022 года : принят Государственной Думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.10.2022). Режим доступа: свободный.
[4] О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам): Законопроект № 372369-7. Система обеспечения законодательной деятельности // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/372369-7?ysclid= lf0rmibt2g981350172 (дата обращения: 09.03.2023).
[5] О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2018 № 229-ФЗ // Российская газета. 2018. № 165.
[6] О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 2.
[7] Статистические сведения ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. Форма: «050» (910): «Сведения о состоянии преступности и результатах борьбы с ней в топливно-энергетическом комплексе», 2019–2022 гг. // Министерство внутренних дел России : сайт. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 09.03.2023).
[8] Статистические сведения ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. Форма: «1 ЕГС» (491) «Сводный отчет о преступности», 2017–2021 гг. // Министерство внутренних дел России : сайт. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 09.03.2023).
[9] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
1. Алабердеев, Р. Р., Гапоненко В. Ф. Стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России. М.: Первое экономическое издательство, 2020. 330 с.
2. Архипов, Д. Н., Ребров, А. А., Ханахмедов, А. С. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса России на современном этапе // Юристъ-Правовед. 2016. № 3. С. 86-92.
3. Безверхов, А. Г., Адоевская, О. А., Сережкина, К. Н. Хищение из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов: понятие причины, превенция. Научно-практический комплекс / отв. ред. А. А. Шухоров. Самара, 2007. 282 с. // URL: http://kniga.seluk.ru/k-ekonomika/1237834-1-upravlenie-borbe-ekonomicheskimi-prestupleniyami-hischenie-nefteprovodov-nefteproduktoprovodov-gazoprovodov-ponyati.php.
4. Богомолова, Е. Ю., Грицких, Н. А., Козыдло, М. В. Несанкционированные врезки в трубопроводные системы как фактор аварийности и экологического ущерба // Азимут научных исследований: экономика и управление : науч. журн. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 70-74.
5. Васильев, Д. В. Особенности производства первоначальных следственных действий при расследовании хищений нефти и нефтепродуктов : учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2019. - 60 с.
6. Горенская, Е. В. Характеристика экономических преступлений в сфере добычи и транспортировки нефти // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России 2021. № 2 (97). С. 31-45.
7. Гумаров, И. А. К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 4. С. 112-117.
8. Гумаров, И. А. Особенности назначения криминалистической экспертизы по делам о хищениях нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов // Судебная экспертиза. 2008. № 1. С. 111-116.
9. Каламбаев, А. Г. О некоторых проблемах выявления и расследования хищений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 2 (49). С. 12-21.
10. Киселевич, И. В. Использование специальных знаний при расследовании дел, связанных с хищением из газомагистралей // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 57-58.
11. Коршак, А. А., Нечваль, А. М. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов // учебник для вузов. СПб.: Издательство «Недра», 2008. 485 с.
12. Лазаренко, О. Н., Тимофеев, А. И. Некоторые особенности расследования преступлений, связанных с хищением нефтепродуктов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 87-93.
13. Лопатин, Д. А. К вопросу об определении момента окончания кражи из нефтепровода // Юридические исследования. 2019. № 9. С. 10-16.
14. Лопатин, Д. А. Проблемы квалификации краж из нефтепроводов в системе схожих составов преступных деяний // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 3 (3). С. 99-105.
15. Приходько, А. И. Уголовно-правовая характеристика посягательства на магистральный трубопровод // Вестник Московского университета. Серия Право. 2016. № 4. С. 136-142.
16. Приходько, А. И. Общественно-опасные последствия посягательств на объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) // Социально-политические науки. 2017. № 2. С. 146-149.
17. Салеева, Ю. Е., Гуськова, А. В. Актуальные вопросы предупреждения и расследования преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 3. С. 125-130.
18. Чапаев, И. А. Кражи из нефтепроводов и нефтепродуктоводов: современные тенденции и детерминанты // Академическая мысль. 2021. № 1. С. 72-76.
19. Шепель, В. А. Несанкционированные «врезки» в нефтепродуктопроводы: понятие, виды, квалификация, способы обнаружения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 4 (51). С. 105-115.