from 01.01.2020 until now
Irkutsk region, Russian Federation
Within the framework of this article, cultural values are considered, which are tangible objects of cultural and historical significance from the category of movable property. 5 of the Law of the Russian Federation dated 04/15/1993 No. 4804-1 (as amended on 08/04/2023) "On the export and import of cultural property" and in the Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated 07/21/1999 No. 528 "On approval of the List of cultural property subject to the Law of the Russian Federation "On the Export and Import of Cultural Property" and exported (temporarily exported) from the Russian Federation on the basis of a certificate from the Ministry of Culture of the Russian Federation." The legislator refers to them all items related to everyday life and human life: paintings, sculptures, religious objects, decorative and applied arts, utensils, manuscripts, unique and rare musical instruments, coins, ancient orders and medals, badges, and much more. The general list of cultural values is defined in Section 2.20 of Appendix No. 2 to the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission (EEC) No. 30 dated 04/21/2015. One of the general criteria for the possible attribution of an object to cultural values is its age - more than 50 years. Thus, attribution of an object to cultural values is possible only if the totality of the characteristics of the object of research is established. The article provides an analysis of the possibilities of attribution and evaluation of cultural property in the framework of the investigation of offenses related to cultural property. The algorithm of actions in carrying out expert research of cultural values is given.
cultural values, attribution, evaluation, offenses.
Введение
В своей профессиональной деятельности правоохранительные органы довольно часто сталкиваются с вещественными доказательствами и (или), предметами преступного посягательства, которые могут быть отнесены к категории культурных ценностей. Данные предметы могут быть обнаружены в ходе проведения осмотра места происшествия, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при проведении обыска, выемки и других следственных действиях.
На сегодняшний день научно обоснованное и общепринятое толкование понятия «культурная ценность» отсутствует. Как указывает А.В. Бушманова, большинство определений имеют весьма широкий характер и строятся по принципу перечисления объектов, относимых к данной категории [1].
В российском законодательстве понятие «культурные ценности» раскрывается в ст.3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года об «Основах законодательства о культуре»: культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. [1, с. 90].
Исторически понятие культурных ценностей формировалось вместе с цивилизацией и неразрывно связано с осознанием человечества важности сохранения и передачи потомкам знаний, традиций и художественных достижений предков. Культурные ценности включают в себя различные объекты: архитектурные памятники, картины и скульптуры, книги и рукописи, музыкальные инструменты, этнографические артефакты, монеты, знаки, статуэтки и многие другие предметы, которые зачастую выступают в качестве предметов коллекционирования. Значимость культурных ценностей в первую очередь определяется их уникальностью, редкостью и историческим интересом, что делает их неотъемлемой частью культурной идентичности народов как существующих в современности, так и исчезнувших.
Культурные ценности являются носителями информации о прошлом, отражающими культурные, религиозные, социальные и технические аспекты жизни людей в разные исторические периоды. Они отражают эволюцию искусства, религии, науки и технологий, а также служат источником вдохновения и предметом изучения для новых поколений. Национальная идентичность во многом основана на осознании и сохранении культурных ценностей, которые связывают настоящее с прошлым и обеспечивают преемственность традиций и культурных достижений. Таким образом, культурные ценности играют решающую роль в формировании и поддержании культурного разнообразия, которое является основой для диалога и взаимопонимания между народами. Законодательное регулирование вопросов, связанных с культурными ценностями, играет ключевую роль в их сохранении и защите.
Международное сообщество признало важность защиты культурного наследия и разработало ряд международных договоров и конвенций, направленных на защиту культурных ценностей. Одной из наиболее значимых является Конвенция ЮНЕСКО 1970 года «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» Этот документ стал основой для многих национальных законов, регулирующих оборот культурных ценностей и их сохранение. Еще одним важным международным соглашением, регулирующим отношения в данной сфере является Гаагская конвенция 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», которая была принята для предотвращения уничтожения и разграбления культурных ценностей во время войн и конфликтов. Эти международные документы призваны обеспечить общие стандарты и механизмы защиты культурного наследия на глобальном уровне [2, с. 27].
Важную роль в защите культурных ценностей играет и законодательство отдельных стран. Каждое государство разрабатывает собственные законы и правила, связанные с регулированием вопросов о культурных ценностях на своей территории. Эти законы охватывают такие аспекты, как реставрация, консервация, контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей, а также правила передачи права собственности. Во многих странах действуют строгие меры по предотвращению незаконного вывоза и торговли культурными ценностями, включающие уголовную ответственность. Например, в Великобритании, Франции и Японии, любой гражданин, в том числе и иностранец, может купить и владеть на законных основаниях культурными ценностями, признанными национальным достоянием (национальным сокровищем), но не может их вывезти в другое государство.
В нашей стране вопросы, связанные с культурными ценностями, регулируются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О культурных ценностях перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации»;
Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 04.08.2023) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
УК РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 08.08.2024), а именно, статья 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания» и др.
Таким образом, законодательное регулирование сферы культурных ценностей представляет собой сложную и многоуровневую систему, которая включает в себя международные акты, а также национальные законы и механизмы их реализации, которые позволяют обеспечить защиту и сохранение объектов культурного наследия.
Основная часть
Торговля культурными ценностями на сегодняшний день представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает в себя как легальные, так и нелегальные рынки. Легальный рынок культурных ценностей состоит из площадок покупки и продажи предметов через аукционные дома, галереи, антикварные магазины, специализированные интернет-ресурсы, которые могут представлять собой аукционы и форумы. Необходимо отметить, что в обороте культурных ценностей активно участвуют владельцы частных коллекций и арт-дилеры и иные лица.
Перед тем, как культурные ценности попадают на рынок, они проходят проверку на подлинность и законность происхождения, что позволяет избежать незаконного оборота похищенных или незаконно вывезенных предметов искусства и истории.
При оценке культурных ценностей учитываются множество различных факторов, которые определяют их ценность. Историческая значимость объекта является одним из ключевых критериев оценки культурных ценностей: объекты, которые важны для понимания исторических процессов или событий, ценятся гораздо выше. Например, артефакты, связанные с известными личностями или важными историческими событиями, могут стоить значительно дороже, чем аналогичные объекты без такой связи. Работы известных художников, скульпторов или ремесленников ценятся значительно выше, чем работы неизвестных авторов, даже если они выполнены в той же технике и имеют схожее качество или даже превосходят его.
Состояние объекта является еще одним важным фактором, влияющим на его оценку. Объекты, которые находятся в отличном состоянии или были тщательно профессионально отреставрированы, ценятся выше тех, которые сильно повреждены или утеряли какую-либо свою часть. Однако в некоторых случаях даже поврежденные объекты могут цениться высоко, если они имеют уникальное историческое или культурное значение.
Редкость объекта существенно влияет на его стоимость: чем реже культурно-исторический предмет встречается на рынке, тем выше его стоимость, особенно если это единственный в своем роде артефакт или произведение искусства.
Атрибуция (провенанс) – выяснение происхождения объекта, его истории, бывших владельцев играют важную роль в процессе оценки. Предметы с доказанной историей владения, особенно если они принадлежали известным личностям или входили в известные коллекции, ценятся гораздо выше. Атрибуция (провенанс) помогает не только установить подлинность предмета, но и увеличить его стоимость за счет истории, связанной с ним. Открытия, связанные с установлением авторства или фактом обладания предметом известным человеком часто приводят к значительному росту стоимости культурных ценностей. [3, с. 38].
При расследовании правонарушений, в которых в качестве объекта преступного посягательства выступают культурные ценности возникают ряд типичных трудностей:
1) Правильная атрибуция (провенанс) предмета, то есть его идентификация, установление подлинности, времени создания, места происхождения, изготовителя, технологии изготовления и т.д.
Правом проведения экспертизы культурных ценностей наделены эксперты министерства культуры Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. №198. Список действующих экспертов соответствующих специализаций размещен на сайте Министерства культуры Российской Федерации.
2) Объективная оценка предмета – культурной ценности, то есть определение его актуальной стоимости в целях установления причиненного ущерба и квалификации преступного деяния.
Первое и основное, с чего надо начинать стоимостную оценку культурных ценностей, – это удостовериться в их подлинности. Для решения этой задачи необходимо заключение искусствоведческой и технико-технологической (физико-технологической и химико-технологической) экспертиз [4, с. 46].
Эксперт по культурным ценностям наделён правом только предлагать стоимость культурной ценности для целей, допустим, её страхования в случае утраты, то возникает вопрос, а на сколько достоверно это «предложение цены», и может ли быть оно использовано в целях объективной оценки причиненного ущерба? Ведь у двух разных экспертов по культурным ценностям предложение цены может значительно различаться исходя из их субъективного опыта и знаний.
По мнению Н.Ю. Пузыня, в основе оценки культурных ценностей лежит сравнительный подход, а основным методом исследования является – метод анализа иерархий как вариация метода сравнения аналогичных продаж, основанного на изучении статистики продаж [4, с. 48].
Асват Дамодаран отмечает проблемы оценки интересующих нас объектов: не слишком ликвидный рынок, где наблюдается достаточно мало сделок; отсутствие двух одинаковых материальных объектов культурной ценности и существование серьезных различий в стиле и ценности, возможность подделки и мошенничества [5, с. 1025–1026].
Оценку стоимости предмета, являющегося культурной ценностью, в рамках уголовного дела, по мнению авторов могли бы проводить сотрудники экспертно–криминалистических подразделений в системе МВД России, обладающие специальностью «Товароведческая экспертиза», при условии утвержденной методики. Ведь формально предмет - культурная ценность является товаром, и он уже идентифицирован, установлена его подлинность и другие параметры, следовательно, задача определения его цены также решаема в рамках товароведческой экспертизы.
Для решения вопроса о стоимости предмета – культурной ценности привлечение эксперта, имеющего право проводить товароведческую экспертизу весьма актуально. Эксперту, проводящему товароведческую экспертизу представленной в натурном виде культурной ценности, следует опираться на заключение эксперта по культурным ценностям и обязательно указывать в своем заключении, что ему была представлена заверенная копия заключения эксперта по культурным ценностям.
В рамках расследования правонарушений, связанных с культурными ценностями при установлении статуса объекта (относится ли к категории культурных ценностей) и его оценки необходимо следовать следующим алгоритмам:
В случае, когда объект исследования имеется в наличии.
1. Выбор уполномоченной организации, которая будет проводить экспертизу культурных ценностей. Установление контакта с экспертом по культурным ценностям.
2. Формулирование вопросов, требующих разрешения в ходе экспертизы.
К типичным вопросам, разрешаемым в ходе производства экспертизы культурных ценностей, относятся следующие:
– Является ли, представленный на исследование объект культурной ценностью, если да, то к какому виду культурных ценностей он относится?
– Когда, каким способом, и из какого материала изготовлен представленный объект?
– Является ли предмет подлинником или копией? и др.
3. Назначение экспертизы по культурным ценностям и составление договора с исполнителем исследования.
Экспертиза производится на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором о ее проведении. В договоре указывается порядок передачи объекта эксперту на временное хранение и порядок его возврата заказчику, а также устанавливается ответственность эксперта за сохранность объекта.
4. Направление объекта на экспертизу культурных ценностей.
При осуществлении передачи объекта на исследование сотрудниками должны быть предприняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение сохранности указанного предмета (соответствующая упаковка, аккуратная доставка и т.д.). При этом необходимо учитывать, что исследуемый объект может представлять собой особо ценный артефакт.
5. Получение заключения эксперта, выполнившего экспертизу.
При получении объекта, представленного на экспертизу культурных ценностей, сотрудник должен провести тщательный осмотр указанного объекта, сопровождающийся видеофиксацией.
6. Направление культурных ценностей на товароведческую экспертизу и получение заключения.
Основным вопросом, который требуется разрешить в ходе товароведческой экспертизы является определение рыночной стоимости представленного объекта. Трактовать полученные результаты необходимо с долей осторожности, так как цены на культурные ценности могут вирироваться в зависимости от длительности временного интервала. Передача и получение объекта также должна осуществляться с мерами, исключающими повреждение культурной ценности. Эксперт выполняющий исследование должен быть проинформирован о специфичности объекта, с которым он будет работать и о необходимости применять только не разрушающие и не повреждающие внешнего вида предмета методы исследования.
В случае, когда объект исследования отсутствует, его место нахождение не установлено (данная ситуация на практике часто возникает при расследовании хищений культурных ценностей из музеев, галерей, а также частных коллекций).
1.Сбор информации об исследуемом объекте (фото-видео материалы с изображением объекта, описания из каталогов, атрибуция, показания владельца или лица, имеющего информацию об объекте).
Дальнейшая последовательность действий будет соответствовать предыдущему алгоритму: определяется уполномоченная организация, которая будет проводить экспертизу культурных ценностей, определяется круг вопросов, которые необходимо разрешить в ходе экспертизы, составляется договор с исполнителем экспертизы культурных ценностей, предоставляется информация об объекте на экспертизу и подготавливается заключение. Однако следует учитывать, что в связи с отсутствием объекта исследования в натуральном виде выводы эксперта очевидно будут носить вероятностный характер. Следовательно, перед направлением информации об объекте на экспертизу культурных ценностей необходимо оценить целесообразность данного исследования.
Товароведческую экспертизу для установления ущерба и (или) определения стоимости объекта исследования в данном случае провести не представляется возможным, ввиду отсутствия объекта. Поэтому примерная оценка ущерба проводится, по имеющимся документам и сведениям об объекте (показаниям владельца, банковским переводам при покупке данного объекта, квитанциям и т.д.). В качестве источника информации о примерной стоимости объекта возможно использование интернет-сайтов аукционов, например, интернет-аукцион «Мешок» (рис. 1), который часто используется российскими коллекционерами.
Проблемы, связанные с сохранением культурных ценностей, остаются актуальными на фоне глобализации, роста незаконного оборота и воздействия внешних факторов, таких как войны, стихийные бедствия и экономические кризисы. Несмотря на существующие международные договоры, законодательные меры и усилия по защите культурного наследия, культурные ценности по-прежнему находятся под угрозой, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования механизмов их охраны. [6, с.47].
Необходимость информирования российских правоохранительных органов и общества в целом о важности сохранения культурных ценностей также является важным аспектом, требующим активной работы в сфере образования и воспитания.
Рис. 1. Пример поиска информации о стоимости объекта на интернет – сайте «Мешок».
Выводы и заключение
Культурные активы, несмотря на все вызовы современного мира, остаются важнейшим элементом самобытности народов и мирового культурного наследия. Для их сохранения необходимы комплексные меры, включающие законодательное регулирование, международное сотрудничество и повышение осведомленности правоохранительных органов и общества. [7, с. 29] Только так можно гарантировать, что накопленное человечеством за тысячи лет культурное наследие будет передано будущим поколениям в целости и сохранности, продолжая вдохновлять, учить и объединять людей по всему миру.
Основываясь на знаниях и достижениях специалистов искусствоведов, экспертов, коллекционеров в области экспертного исследования и оценки материальных объектов культурных ценностей усилиями сотрудников экспертно-криминалистического центра разработать и сформировать методические рекомендации по оценке рыночной и иных видов стоимости культурных ценностей экспертами товароведами, что в свою очередь будет способствовать качественному и эффективному расследованию и раскрытию преступлений данной направленности.
1. Bushmanova, A.V. Features of the legal regime of cultural values in the Russian Federation. // Journal "Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen", 2008. pp.89-93.
2. Garcia A. International and national laws on cultural values. // Oxford : OxfordUniversityPress, 2019. 65 p.
3. Mironova A.F. Expertise and attribution of decorative and applied art products. // Training manual. Moscow. Forum-infa-M. 2016. 96 p.
4. Puzynya, N. Yu., Loktionov, A. N., Mikhlin, A.V. Issues of evaluation of cultural values // Property relations in the Russian Federation. 2012. №3. pp. 36-52.
5. Damodaran, A. Investment assessment. Moscow : Alpina Business Books, 2007. pp. 1025-1026.
6. Farrell M. Protection of cultural property: international and national experience. London: Routledge, 2018. 83 p.
7. Smith L. Trade in cultural property: ethics and law. New York : PalgraveMacmillan, 2022. 74 p.