METHODOLOGY FOR INVESTIGATING THEFT IN THE HEALTHCARE SECTOR: THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the development of a forensic methodology for investigating embezzlement of budgetary funds in the healthcare sector. The regulatory framework governing public procurement and the distribution of budgetary funds is analyzed. Typical mechanisms of embezzlement and issues of interdepartmental interaction are studied. Recommendations are proposed for typifying investigative situations, systematizing evidence, applying specialized knowledge, identifying multi–episode embezzlement committed by organized criminal groups in conjunction with corruption crimes. The importance of anti–corruption education and prevention is emphasized.

Keywords:
forensic methodology, embezzlement of budgetary funds, healthcare, corruption, crime investigation, public procurement, official crimes, specialized knowledge, digital technologies, interdepartmental interaction.
Text

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра.2025. № 1.

Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2025. Vol. no.1

 

Научная статья

УДК: 343.985

 

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Виталий Геннадьевич Глухов1

1Восточно–Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, vitaliy.glukhov.ru1993@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена разработке криминалистической методики расследования хищений бюджетных средств в сфере здравоохранения. Проанализирована нормативно–правовая база, регулирующая государственные закупки и распределение бюджетных средств. Исследованы типичные механизмы хищений и вопросы межведомственного взаимодействия. Предложены рекомендации по типизации следственных ситуаций, систематизации доказательств, применению специальных знаний, выявлению многоэпизодных хищений, совершённых организованными преступными группировками в совокупности с коррупционными преступлениями. Подчёркнута важность антикоррупционного просвещения и профилактики.

Ключевые слова: криминалистическая методика, хищения бюджетных средств, сфера здравоохранения, коррупция, расследование преступлений, государственные закупки, должностные преступления, специальные знания, цифровые технологии, межведомственное взаимодействие.

Для цитирования: Глухов В.Г. Методика расследования хищений бюджетных средств в сфере здравоохранения: теоретические основы и практические рекомендации // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. 2025.

 

 

«Methodology for investigating theft in the healthcare sector: theoretical foundations and practical recommendations»

 

Glukhov Vitaly Gennadievich1

1East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, vitaliy.glukhov.ru1993@mail.ru

 

Annotations: The article is devoted to the development of a forensic methodology for investigating embezzlement of budgetary funds in the healthcare sector. The regulatory framework governing public procurement and the distribution of budgetary funds is analyzed. Typical mechanisms of embezzlement and issues of interdepartmental interaction are studied. Recommendations are proposed for typifying investigative situations, systematizing evidence, applying specialized knowledge, identifying multi–episode embezzlement committed by organized criminal groups in conjunction with corruption crimes. The importance of anti–corruption education and prevention is emphasized.

Keywords: forensic methodology, embezzlement of budgetary funds, healthcare, corruption, crime investigation, public procurement, official crimes, specialized knowledge, digital technologies, interdepartmental interaction.

For citation: Glukhov V.G. Methodology for investigating embezzlement of budgetary funds in the healthcare sector: theoretical foundations and practical recommendations // Forensic science: yesterday, today, tomorrow: collection. scientific tr. 2025.

 

Введение

Хищения бюджетных средств, совершаемые в сфере здравоохранения, представляют повышенную общественную опасность, существенно подрывая авторитет государственной власти, снижая уровень доверия населения к системе оказания медицинской помощи, препятствуя достижению важнейших социальных задач по повышению качества и доступности медицинских услуг. Преступные посягательства на бюджетные ассигнования, предназначенные для материально–технического оснащения и финансового обеспечения деятельности медицинских организаций, негативно сказываются на их результативности и эффективности, что в конечном итоге приводит к снижению качества медицинского обслуживания граждан, ограничению их конституционных прав на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи. Согласно докладу Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова в Совете Федерации, национальный проект «Здравоохранение» в 2020 году характеризовался наиболее высоким уровнем коррупционных проявлений среди всех национальных проектов. [1]

В настоящее время особую актуальность приобретает разработка криминалистической методики расследования хищений  в сфере здравоохранения, внедрение научно обоснованных рекомендаций для следственной и судебной практики, основанных на глубоком исследовании закономерностей механизма преступной деятельности, а также внедрения в практику инновационных подходов к организации и тактике проведения отдельных следственных действий и оперативно–розыскных мероприятий для эффективного выявления, раскрытия и расследования указанной категории преступлений.

Научно обоснованной представляется точка зрения О.П. Грибунова «не всегда количество зарегистрированных преступлений свидетельствует об истинной оперативной обстановке и правопорядке в соответствующих отраслях. К сожалению, высокая степень латентности зачастую связана с отсутствием научно обоснованных и практико ориентированных методических рекомендаций по выявлению, раскрытию и предупреждению таких преступлений». [1.c.148].

Актуальность данного направления обусловлена целым комплексом факторов, среди которых можно выделить специфику и высокую сложность механизма совершения преступных деяний, значительное количество этапов закупочных процедур и их высокую степень коррупционных рисков, а также несовершенство нормативно–правовой базы, регламентирующей экономические отношения между субъектами системы здравоохранения, поставщиками медицинского оборудования, лекарственных препаратов, органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, необходимо учитывать недостаточную степень научной разработанности данной проблематики в отечественной криминалистической науке, фрагментарность исследований, посвящённых раскрытию сущности и содержания криминалистической характеристики хищений в сфере здравоохранения, особенностей планирования и организации расследования на первоначальном и последующих этапах.

Основная часть

Цель настоящего исследования заключается в формировании научно обоснованной теоретической модели частной криминалистической методики расследования хищений бюджетных средств в сфере здравоохранения, которая в полной мере учитывала бы современные тенденции развития преступности в данной сфере, криминалистически значимые особенности совершения и сокрытия преступлений, специфику складывающихся следственных ситуаций, а также накопленный положительный опыт следственной и судебной практики по выявлению и расследованию преступных посягательств указанной категории. Нельзя не согласиться с мнением Ю.П. Гармаева, «эффективная методика расследования преступлений в сфере здравоохранения должна помогать ее пользователю – правоприменителю предупреждать и расследовать максимально большое количество наиболее опасных криминальных коррупционных проявлений за определенное время, в соответствии с законом, с минимально возможными затратами соответствующих сил и средств» [2, c.138].

    Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие исследовательские задачи:

– провести системный анализ нормативно–правовых актов, образующих законодательную основу регулирования процедур проведения государственных закупок для нужд учреждений системы здравоохранения, а также регламентирующих порядок выделения, распределения и контроля за использованием бюджетных средств в медицинских организациях;

– изучить и классифицировать типичные схемы хищений, выявить наиболее распространённые способы преступных действий, характерных для сферы здравоохранения;

– определить круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании уголовных дел данной категории, систематизировать криминалистически значимые сведения, необходимые для выдвижения и проверки следственных версий, планирования расследования на первоначальном и последующих этапах;

– на основе обобщения опыта следственной и экспертной практики сформулировать практические рекомендации по организации и тактике сбора, исследования и оценки доказательной базы, определить специфику использования специальных знаний при проведении отдельных следственных действий и назначении судебных экспертиз по делам о хищениях бюджетных средств.

Нормативно–правовую основу противодействия преступным посягательствам на бюджетные средства в сфере здравоохранения составляют положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», а также Федерального закона от 12.04.2010 № 61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Перечисленные нормативно–правовые акты устанавливают общие принципы осуществления закупочной деятельности, детально регламентируют процедуры организации и проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, определяют требования к участникам закупок, составу и содержанию конкурсной документации.

Значительную роль в регулировании соответствующих общественных отношений играют подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в частности постановления, регламентирующие вопросы формирования начальной (максимальной) цены контрактов, а также правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг. Особую группу источников составляют ведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ, устанавливающие специальные требования к осуществлению хозяйственной и финансово–экономической деятельности медицинских организаций. В частности, необходимо выделить Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», Приказ Минздрава России от 19.01.2017 № 11н «Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия», которые имеют важнейшее значение для планирования закупочной деятельности, обоснования начальной цены контракта и ведения бухгалтерского учёта материальных ценностей.

Хищения в сфере здравоохранения можно классифицировать или типизировать по ряду оснований. Одно из них – по уголовно–правовому критерию:

1) хищения, совершённые в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений системы здравоохранения (поставка медицинского оборудования, лекарственных препаратов, медицинских изделий, проведение строительных, ремонтных работ в зданиях и сооружениях медицинских организаций). Данная группа преступлений квалифицируется по ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ как мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном и особо крупном размере;

2) хищения бюджетных средств, совершаемые должностными лицами медицинских организаций, наделёнными полномочиями по распоряжению имуществом и денежными средствами, квалифицируемые по ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ как присвоение или растрата, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном и особо крупном размере;

3) хищения наркотических средств или психотропных веществ из государственных медицинских организаций с использованием служебного положения, квалифицируемые по п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ.

Из перечисленных видов преступных посягательств наиболее общественно опасными являются так называемые «высокоуровневые» хищения, совершаемые организованными преступными группами в течение длительного времени, в крупных и особо крупных размерах, многоэпизодные по своему характеру, а также совершаемые в совокупности с иными коррупционными преступлениями, прежде всего в части легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путём, и дача––получение взяток. Как справедливо отметил Ю.Ю. Бражин «В условиях развития современного общества служебно-экономическая преступность выступает мощным фактором, подрывающим экономическую безопасность страны. Стоит от метить, что рассматриваемое явление относится к числу динамичных и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов, что требует особого внимания в рамках их уголовно-правового противодействия». [3, c.96]

Криминалистическая характеристика данного вида преступлений включает в себя комплексный анализ типичных способов совершения и сокрытия преступной деятельности, особенностей обстановки совершения преступлений, механизма следообразования, а также личности субъектов преступной деятельности. В сфере здравоохранения наиболее распространёнными являются следующие криминальные схемы хищения бюджетных средств:

– искусственное завышение начальной (максимальной) цены контракта по сравнению с рыночными ценами на аналогичные товары, что приводит к необоснованному расходованию бюджетных средств;

– незаконное ограничение круга участников закупки за счёт установления в конкурсной документации специфических требований к характеристикам поставляемого товара, срокам поставки, объёмам выполняемых работ, что делает возможным участие в торгах только заранее определённых «нужных» поставщиков;

– заключение государственного контракта по существенно завышенной цене с заведомо аффилированной коммерческой организацией, учредители или руководители которой находятся в преступном сговоре с должностными лицами медицинского учреждения;

Что касается особенностей личности преступников, то среди них зачастую фигурируют должностные лица, отвечающие за осуществление закупочной деятельности: руководители контрактных служб, начальники экономических отделов, главные бухгалтеры, заместители главных врачей по финансово – экономическим вопросам, а также учредители и директора аффилированных с медицинскими организациями коммерческих структур – поставщиков медицинского оборудования, лекарственных препаратов, расходных материалов. Отличительными чертами субъектов преступной деятельности являются устойчивая коррупционная мотивация, использование служебного положения и властных полномочий в целях личного обогащения, преступный профессионализм, выражающийся в детальном знании специфики закупочных процедур.

Особого внимания правоохранительных органов требует выявление и пресечение многоэпизодных хищений, совершаемых в составе организованных преступных групп и сопряжённых с коррупционными преступлениями, в том числе связанными с оборотом фальсифицированных лекарственных средств. Существенное значение имеет вывод Е.И. Третьяковой «фальсифицированные лекарственные средства являются опасными, прежде всего, потому что принимаемые потребителем как жизненно необходимые средства, они не дают терапевтического эффекта и могут привести к безуспешному лечению, создать угрозу для здоровья или даже жизни» [4, c.114]. Расследование уголовных дел данной категории отличается высокой сложностью, что обусловлено, в первую очередь, иерархическим распределением преступных ролей между участниками группы, тщательной подготовкой, организованностью и скоординированностью их действий на всех этапах реализации преступного умысла. Эффективное документирование преступной деятельности предполагает необходимость всестороннего изучения финансовых операций, осуществляемых медицинской организацией, составления матрицы финансовых потоков между счетами государственного заказчика и коммерческих структур — соисполнителей контрактов, поставщиков товаров и услуг.

Определённое представление о масштабах и структуре экономической преступности в сфере здравоохранения дают статистические данные МВД России, представленные на Диаграмме 1. Согласно официальным данным, наибольшую долю в структуре преступности (53,7%) составляют преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что свидетельствует о высоком уровне коррупционных проявлений в системе здравоохранения и острой необходимости принятия комплексных мер по противодействию этому опаснейшему явлению.

Вторую по распространённости группу (39,6%) составляют преступления против собственности, прежде всего – мошенничества и присвоения или растраты бюджетных средств, что указывает на значительные масштабы криминализации финансово – экономических отношений в исследуемой сфере. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, и преступления против интересов службы в коммерческих организациях представлены в меньшей степени (5,2% и 1,5% соответственно), однако они также требуют должного внимания со стороны субъектов правоохранительной деятельности.

 

Диаграмма 1. Структура преступлений экономической направленности, совершённых в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг (по данным МВД России, январь–декабрь 2023 г.)[2]

Одной из ключевых проблем выявления и расследования хищений бюджетных средств в сфере здравоохранения является высокий уровень их латентности, обусловленный несовершенством действующей системы ведомственного контроля, недостатками в организации взаимодействия контрольно–надзорных и правоохранительных органов, объективной сложностью документирования фактов хищений ввиду завуалированности механизмов преступной деятельности и активного противодействия расследованию со стороны заинтересованных должностных лиц. Верно отметила А.В. Гулина «Безусловно, наиболее эффективными средствами противодействия данным преступлениям, как и любым иным, является их профилактика. В научной литературе по криминалистике всегда уделяется внимание проблемам криминалистической профилактики (криминалистической превенции)». [5, с.100]. Полностью соглашаясь с указанным тезисом следует подчеркнуть, что значительное количество преступных посягательств остаётся невыявленными из–за низкой правовой грамотности и информированности граждан — потребителей медицинских услуг — о нормативных правилах оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения, а также из–за их неосведомлённости о возможных способах защиты своих прав.

В качестве примера введения пациента в заблуждение можно рассмотреть встречающуюся на практике мошенническую схему, при которой пациент не осознаёт, что в отношении него со стороны недобросовестного врача был реализован преступный умысел на хищение его денежных средств. Гр.А., обращается в частную медицинскую клинику с жалобами на состояние здоровья, рассчитывая получить необходимую медицинскую помощь. Врач–травматолог, проведя обследование, рекомендует Гр.А., оперативное вмешательство, стоимость которого составляет 25 000 рублей. Однако после рекомендаций врач предлагает пациенту оплатить эту услугу и одновременно убеждает провести операцию не в частной клинике, где был осуществлён приём, а в государственном медицинском учреждении, где он также работает. Врач аргументирует это тем, что в государственном учреждении якобы имеется более современное оборудование, лучшая анестезия и другие преимущества.

На первый взгляд такое предложение выглядит как забота о пациенте, однако действия врача имеют корыстный умысел. В действительности операция проводится в государственном медицинском учреждении в рамках программы бесплатной медицинской помощи, гарантированной гражданам Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Таким образом, врач использует своё служебное положение, чтобы получить денежные средства от пациента за услугу, которая по закону должна быть предоставлена бесплатно.

Таким образом, врач, используя своё служебное положение, вводит пациента в заблуждение, побуждая его передать ему денежные средства за медицинскую услугу, которая была оказана гражданину бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования.

При планировании расследования по уголовным делам о хищениях бюджетных средств в сфере здравоохранения следователь должен:

– определить перечень необходимых документов, подлежащих изъятию и приобщению к материалам уголовного дела в качестве доказательств (договоры поставки, государственные контракты, товарные накладные, счета–фактуры, платёжные поручения и документы, подтверждающие перечисление бюджетных средств, финансовая и статистическая отчётность медицинской организации);

– установить всех лиц, причастных к совершению преступления, в том числе осуществляющих действия по подготовке, согласованию, подписанию документации по закупке, принимающих решения в составе конкурсных комиссий, а также распоряжающихся движением финансовых средств;

– инициировать проведение документальных проверок финансово–хозяйственной деятельности медицинской организации, назначить комплекс экономических, бухгалтерских и товароведческих экспертиз для установления обоснованности начальной цены контракта и фактов её завышения по сравнению с рыночным уровнем цен;

– проанализировать служебную и личную переписку должностных лиц заказчика и представителей поставщика с использованием компьютерной техники и электронной почты, запросить у операторов сотовой связи детализацию телефонных переговоров и sms–сообщений фигурантов, изучить лог – файлы с данными о действиях пользователей на электронных торговых площадках, записи камер видеонаблюдения, иные цифровые следы.

Успешное раскрытие и расследование данного вида преступлений в значительной степени зависит от эффективности использования в доказывании возможностей специальных знаний. Существенное значение имеет вывод А.В. Чумакова «активное взаимодействие между следователем, дознавателем и сведущими лицами (специалистами, экспертами) уже с момента начала доследственной проверки по признакам хищений в бюджетной сфере и далее – в рамках всех этапов расследования, обеспечивает высокую эффективность всего производства по делу». [6, c.18]. В дополнение к вышеизложенному выводу следует отметить, что ключевую роль играет своевременное назначение и производство бухгалтерских экспертиз, позволяющих установить соответствие фактически поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг требованиям законодательства, условиям заключенных контрактов, провести анализ движения денежных средств по расчётным счетам медицинской организации, выявить факты перечисления бюджетных средств фирмам–однодневкам, аффилированным коммерческим структурам за фактически не поставленные товары и не оказанные услуги.

Существенное доказательственное значение имеют результаты судебно–товароведческих экспертиз, назначаемых в целях установления фактических характеристик и потребительских свойств изъятых образцов медицинского оборудования, лекарственных препаратов, иных товаров медицинского назначения, их соответствия требованиям нормативно–технической документации, государственным стандартам, техническим условиям. Сопоставление стоимости фактически поставленных товаров со среднерыночными ценами позволяет определить размер ущерба, нанесённого бюджету в результате умышленного завышения цен недобросовестными поставщиками.

Перспективным направлением оптимизации процесса расследования является активное внедрение в практику современных информационных технологий, основанных на обработке и анализе больших массивов данных. Использование технологий BigData. Как верно отметила И.Б. Воробьева «Криминальная активность неизбежно отражается и сохраняется в информационных системах, предназначенных для хранения, поиска и обработки информации, и наличие новых технологий очень перспективно для прогнозирования и расследования преступлений. Криминалистическое прогнозирование, основанное на информации, полученной с помощью больших данных, может способствовать выявлению закономерностей механизма совершения преступления» [7, c.198]. Соглашаясь с этой позицией, отметим, что это открывает широкие возможности для автоматизированного поиска и обнаружения в информационном пространстве значимой розыскной и доказательной информации путём интеллектуального анализа, систематизации и обобщения сведений, содержащихся в различных учётных системах, реестрах, банках данных государственных органов, организаций, учреждений. В частности, обработка персонализированных данных, получаемых в результате мониторинга финансовых операций с бюджетными средствами, реализуемая на основе технологии распределённых реестров (блокчейн), позволит оперативно выявлять признаки картельных сговоров при проведении закупочных процедур, устанавливать аффилированность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков с недобросовестными поставщиками, отслеживать цепочки финансовых транзакций и обнаруживать факты обналичивания и легализации преступных доходов.

На основе системного анализа материалов следственной и судебной практики, обобщения опыта раскрытия и расследования многоэпизодных хищений бюджетных средств в особо крупных размерах, совершённых организованными преступными группами в сфере закупок медицинской техники, лекарственных препаратов и расходных материалов для нужд учреждений здравоохранения, представляется целесообразным предложить следующие научно–практические рекомендации по совершенствованию действующей методики расследования данного вида преступлений:

  1. Разработать подробные криминалистические характеристики типовых способов совершения хищений, включающие описание специфики предмета преступного посягательства, субъектного состава соучастников преступной группы и распределения ролей между ними, содержания и последовательности реализации преступного умысла на различных стадиях закупочных процедур, приёмов сокрытия следов противоправной деятельности.
  2. Сформировать частные алгоритмы организации и проведения отдельных следственных действий и тактических операций, направленных на обнаружение, фиксацию и изъятие документов — носителей доказательственной информации, с учётом складывающихся следственных ситуаций, степени противодействия участников организованных преступных групп, уровня их коррумпированности и наличия связей в органах власти. Особое внимание следует уделить повышению эффективности обысков и выемок, допросов подозреваемых и свидетелей, проверок показаний на месте, а также неотложных следственных действий и оперативно–розыскных мероприятий по делам о преступлениях, совершённых в условиях неочевидности.
  3. Подготовить методические рекомендации для следователей по анализу и оценке материалов оперативно–розыскной деятельности, результатов оперативно–технических мероприятий и прослушивания телефонных переговоров в качестве доказательств по уголовным делам, а также по эффективному использованию полученной информации для подтверждения фактов противоправных договорённостей между участниками преступной группы, коррупционных связей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
  4. Внедрить в практику работы следственных органов передовые информационные технологии выявления «цифровых следов» преступлений, основанные на методах интеллектуального анализа данных и компьютерного моделирования, которые позволяют обнаруживать скрытые связи фигурантов по цепочкам финансовых транзакций, устанавливать IP–адреса, с которых осуществлялся несанкционированный доступ к базам данных государственных заказчиков, проводить статистический анализ информации в целях доказывания картельных сговоров.

     Выводы и заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что для эффективного противодействия хищениям в сфере здравоохранения следует сосредоточить усилия на выявлении и расследовании многоэпизодных хищений, совершаемых организованными преступными группировками из числа должностных лиц в крупном и особо крупных размерах, с сопутствующими коррупционными преступлениями. Одновременно необходима систематическая профилактическая и просветительская работа: разъяснение ответственности, формирование атмосферы неотвратимости наказания.  

Совершенствование криминалистической методики расследования хищений в сфере здравоохранения имеет стратегически важное значение для обеспечения экономической безопасности государства, защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи. Системный подход к анализу действующего законодательства, регулирующего систему государственных закупок, осмысление закономерностей механизма преступной деятельности, комплексное использование специальных знаний и цифровых технологий в процессе выявления и расследования преступлений, а также консолидация усилий правоохранительных и контрольно–надзорных органов создают прочную основу для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и достижения целей уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Грибунов, О. П. К вопросу о необходимости разработки узкоспециализированных методик расследования / О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2021. – № 1(96). – С. 146-156. – DOI 10.24412/2312-3184-2021-1-146-156. – EDN YTCERC.
  2. Гармаев, Ю. П. Эффективная методика расследования преступлений в сфере здравоохранения: какой ей быть? / Ю. П. Гармаев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2023. – № 2(51). – С. 137-143. – DOI 10.51980/2542-1735_2023_2_137. – EDN KYPTKP.
  3. Бражин, Ю. Ю. Теоретико-прикладное исследование служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение": сущность и содержание / Ю. Ю. Бражин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – № 2(94). – С. 95-100. – DOI 10.35750/2071-8284-2022-2-95-100. – EDN THOYGP.
  4. Третьякова, Е. И. Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств / Е. И. Третьякова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 3-2. – С. 112-118. – EDN YNDRWX.
  5. Гулина, Е. В. Антикриминальное просвещение как форма криминалистической профилактики по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования / Е. В. Гулина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2019. – № 1(34). – С. 100–105. – DOI 10.51980/2542–1735_2019_1_100. – EDN ZAIBUL.
  6. Чумаков, А. В. Особенности использования специальных знаний по делам о хищениях в бюджетной сфере (на примере мошенничества при получении выплат) / А. В. Чумаков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2022. – № 1(46). – С. 14-18. – DOI 10.51980/2542-1735_2022_1_14. – EDN KCCFIO.
  7. Воробьева, И. Б. Применение больших данных (big data) при прогнозировании и расследовании преступлений / И. Б. Воробьева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 3(140). – С. 195-202. – DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-195-202. – EDN MJVJEV.

 

 

 

 

 

 

 

REFERENCES

1. Gribunov, O. P. On the Need to Develop Highly Specialized Investigation Methods / O. P. Gribunov // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1 (96). - P. 146-156. - DOI 10.24412 / 2312-3184-2021-1-146-156. - EDN YTCERC.

2. Garmaev, Yu. P. Effective Methodology for Investigating Crimes in the Healthcare Sector: What Should It Be? / Yu. P. Garmaev // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 2 (51). - P. 137-143. - DOI 10.51980 / 2542-1735_2023_2_137. – EDN KYPTKP.

3. Brazhin, Yu. Yu. Theoretical and applied study of official-economic crimes in the sphere of implementation of the national project "Healthcare": essence and content / Yu. Yu. Brazhin // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 2 (94). - P. 95-100. - DOI 10.35750 / 2071-8284-2022-2-95-100. - EDN THOYGP.

4. Tretyakova, E. I. Problems of application of legislation on liability for counterfeiting of medicines / E. I. Tretyakova // Bulletin of Tula State University. Economic and legal sciences. - 2018. - No. 3-2. - P. 112-118. - EDN YNDRWX.

5. Gulina, E. V. Anti-criminal education as a form of forensic prevention in criminal cases of corruption crimes in the field of higher education / E. V. Gulina // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 1 (34). - P. 100-105. - DOI 10.51980/2542-1735_2019_1_100. - EDN ZAIBUL.

6. Chumakov, A. V. Features of the use of special knowledge in cases of embezzlement in the budgetary sphere (on the example of fraud in receiving payments) / A. V. Chumakov // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 1 (46). - P. 14-18. – DOI 10.51980/2542-1735_2022_1_14. – EDN KCCFIO.

7. Vorobyova, I. B. Application of big data in forecasting and investigating crimes / I. B. Vorobyova // Bulletin of the Saratov State Law Academy. – 2021. – No. 3(140). – P. 195-202. – DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-195-202. – EDN MJVJEV.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Глухов Виталий Геннадьевич, адъюнкт. Восточно-Сибирский институт МВД России. 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Glukhov Vitaly Gennadievich, adjunct. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russian Federation, Irkutsk, st. Lermontova, 110.

Представленный материал ранее нигде не публиковался и в настоящее время не находится на рассмотрении на предмет публикации в других изданиях. У авторов нет конфликта интересов, связанных с этой публикацией (если авторов два и более). Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети «Интернет» не возражаю».

 

 

¹ ТАСС. Национальные проекты // «ТАСС»: [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/11230625 (дата обращения: 05.01.2025).

[2] МВД России. Официальный сайт // «МВД России»: [сайт]. – Москва, 2024. – URL: https://мвд.рф/reports/item/60248328/ (дата обращения: 10.01.2025).

 

References

1. Gribunov, O. P. On the Need to Develop Highly Specialized Investigation Methods / O. P. Gribunov // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1 (96). - P. 146-156. - DOI 10.24412 / 2312-3184-2021-1-146-156. - EDN YTCERC.

2. Garmaev, Yu. P. Effective Methodology for Investigating Crimes in the Healthcare Sector: What Should It Be? / Yu. P. Garmaev // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 2 (51). - P. 137-143. - DOI 10.51980 / 2542-1735_2023_2_137. – EDN KYPTKP.

3. Brazhin, Yu. Yu. Theoretical and applied study of official-economic crimes in the sphere of implementation of the national project "Healthcare": essence and content / Yu. Yu. Brazhin // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 2 (94). - P. 95-100. - DOI 10.35750 / 2071-8284-2022-2-95-100. - EDN THOYGP.

4. Tretyakova, E. I. Problems of application of legislation on liability for counterfeiting of medicines / E. I. Tretyakova // Bulletin of Tula State University. Economic and legal sciences. - 2018. - No. 3-2. - P. 112-118. - EDN YNDRWX.

5. Gulina, E. V. Anti-criminal education as a form of forensic prevention in criminal cases of corruption crimes in the field of higher education / E. V. Gulina // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 1 (34). - P. 100-105. - DOIhttps://doi.org/10.51980/2542-1735_2019_1_100. - EDN ZAIBUL.

6. Chumakov, A. V. Features of the use of special knowledge in cases of embezzlement in the budgetary sphere (on the example of fraud in receiving payments) / A. V. Chumakov // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 1 (46). - P. 14-18. – DOIhttps://doi.org/10.51980/2542-1735_2022_1_14. – EDN KCCFIO.

7. Vorobyova, I. B. Application of big data in forecasting and investigating crimes / I. B. Vorobyova // Bulletin of the Saratov State Law Academy. – 2021. – No. 3(140). – P. 195-202. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-7315-2021-3-195-202. – EDN MJVJEV.

Login or Create
* Forgot password?