Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: in the article, the author explores the complex and multilevel institution of martial law, compares the current legislative consolidation of the concept of martial law with scientific approaches to its definition. Conducts a retrospective analysis of the concepts of martial law, identifies the signs inherent in martial law. The analysis is carried out through the prism of constitutional norms and federal laws governing the operation of special legal regimes. Materials and Methods: the research was based on the norms of current Russian legislation and scientific works in the field of martial law and special legal regimes. The research is based on the dialectical method of scientific cognition, which is characterized by universality and serves as a methodological basis. Methods of logical deduction and induction were also used to deduce particular patterns. Cognitive methods of comparison, analysis, generalization and description were also used, providing a comprehensive and objective study of the material. The Results of the Study made it possible to formulate proposals aimed at improving legislation in the field of martial law. It was revealed that the existing legislation does not fully meet modern requirements and needs to be updated. Findings and Conclusions: in order to form a unified approach to understanding martial law and fully reflect its essence, the main features are highlighted and the author's definition of martial law is proposed.

Keywords:
martial law, legal regime, emergency measure, threat of aggression.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Чрезвычайное законодательство в Российской Федерации сформировалось достаточно давно и берет свои истоки в XVI в. Однозначно, указанный институт многоаспектен и является многоплановым. Изначально чрезвычайное законодательств не содержало четкого разграничения правовых режимов, они применялись по обстоятельствам и чаще всего содержание одного подменяло другой. В настоящее время российское законодательство регулирует отдельно правовой режим военного, чрезвычайного положения и режим контртеррористической операции. После принятие решения В.В. Путиным о проведении специальной военной операции, основанного на ч. 7 ст. 51 Устава ООН[1] и ратифицированных договорах о взаимопомощи между Донецкой и Луганской народных республик[2], возникло много дискуссий: в рамках какого правового режима осуществляется данная операция, законны ли действия нашего государства в данной ситуации, не находится ли специальная военная операция вне рамок правового поля Российской Федерации? Несомненно, что целью специальной военной операции была защита людей от продолжавшегося с 2014 года геноцида, но согласно Уставу ООН нападение должно быть совершено другой страной, а ситуация на Украине напоминала гражданскую войну. Для того, чтобы устранить все разногласия, было принято решение о вхождении в состав России новых субъектов: Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области[3] и введении на них военного положения[4], которое представляет интерес для нашего исследования. Бесспорно, актуальность темы военного положения возросла с его введением в четырех субъектах Российской Федерации (Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях). Несмотря на то, что институт военного положения зародился достаточно давно, до настоящего времени в юридической литературе не сформировано единого подхода к пониманию военного положения. При анализе статей и работ, посвященных военному положению, авторы склонны оперировать понятием, которое указано в Законе «О военном положении»[5] и переходят к описанию проблем, связанных с его обеспечением и ограничением прав и свобод при действии указанного правового режима. По нашему мнению, несмотря на то, что понятие военного положения имеет законодательное закрепление, следует его детально изучить и обратить внимание на признаки, присущие ему. Мы считаем, что с принятия Закона «О военном положении» прошло достаточное количество времени и правовая основа страны не стоит на месте и постоянно совершенствуется, соответственно, следует проверить имеет ли смысл настоящее закрепленное понятие военного положения в современных реалиях или нуждается в доработке, так как эти проблемы мало было освещены, в связи с тем, что военное положение не было актуально и не вводилось с периода окончания Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Учебники по административному праву, раскрывая сущность военного положения, ограничиваются ссылкой на закон, без описания научных подходов [11, с. 98; 6, с. 163].

В Законе «О военном положении» дается следующие определение военного положения – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Он предоставляет правительству дополнительные полномочия и возможности для управления страной в условиях чрезвычайной ситуации.

В современном массиве информации и научных трудов можно встретить различные интерпретации военного положения: некоторые ученые утверждают, что военное положение - это особый правовой режим, который вводится в стране во время войны или при чрезвычайных ситуациях, когда государственный порядок и безопасность находятся под угрозой. Его введение сопровождается повышенной ответственностью за неподчинение приказам и распоряжениям военных властей, а также установлением дополнительных обязанностей для граждан [7, с. 43.]. Некоторые исследователи считают, что военное положение - это комплекс мер, направленных на ограничение прав граждан и обеспечение государственного порядка в экстремальных условиях. Это может включать запреты на свободу передвижения, введение комендантского часа, ограничение доступа к информации и другие меры, которые обычно не применяются в мирное время [9, с. 431.].

Профессор А.Е. Лунев предлагает определение военного положения как особого правового режима, который вводится на определенных территориях страны в связи с началом войны и созданием чрезвычайной обстановки [10, с. 16]. Это означает, что военное положение может быть введено только на определенных территориях, которые находятся под прямым воздействием военных действий или других угроз.

Несмотря на различные точки зрения, все эти понятия в некоторой степени отражают суть военного положения. Оно представляет собой сложный правовой институт, который вводится для обеспечения безопасности государства и общественного порядка в условиях войны или кризиса. Военное положение может включать различные меры, такие как мобилизация, введение комендантского часа, ограничение прав и свобод граждан, а также другие действия, необходимые для защиты страны и ее населения.

Важно отметить, что военное положение должно быть временным и применяться только в крайних случаях, когда обычные меры управления оказываются недостаточными. Оно должно сопровождаться соответствующими гарантиями прав граждан и контролем со стороны законных институтов. В конечном счете, цель военного положения - обеспечить безопасность и стабильность государства в условиях кризиса, сохраняя при этом основные принципы правового государства.

Все эти понятия, на наш взгляд, не в полной мере раскрывают такой сложный правовой институт военного положения и не отражают всех присущих ему признаков. Если обратить внимание на приведенные понятия, то они были предложены еще в прошлом веке, когда в послевоенные годы актуальность института военного положения оставалось повышенной. Нынешняя же юридическая литература не содержит такого разнообразия к подходам военного положения.

Обращаясь к юридическим энциклопедическим словарям можем найти такие подходы к пониманию военного положения: это особый правовой режим, вводимый высшей государственной властью в стране или на отдельных её территориях при исключительных обстоятельствах в интересах обороны государства или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности[6].

В конституционном праве под военным положением понимается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, в том числе и иных государственных органов, и органов местного самоуправления, организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности [17, с. 206]. В данном случае такое понятие не отражает субъект введения военного положения, что является важным аспектом порядка введения военного положения, но уже появляется указание на то, что меняется функционал без исключения всех органов государственной и иной власти.

Б.В. Россинский считает, что под военным положением следует понимать особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод и вводимый на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации [15, с. 270]. В нашем понимании, данный автор в своем определении военного положения справедливо отмечает важный признак - ограничение прав и свобод, которые неотъемлемо связаны с мерами, принимаемыми на территориях, подвергшимися воздействию режима военного положения. Он указывает на особые обстоятельства, при которых вводится такое положение - агрессия или прямая угроза агрессии.

Словарь военных терминов описывает военное положение тоже, как особый правовой режим в стране или отдельной её части, устанавливаемый обычно решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и др.), а также выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан дополнительных обязанностей и введении определённых ограничений [16, 335 с.]. Указанное определение является одним из единственных рассмотренных, которое говорит о том, что в период военного положения происходит расширение полномочий военных властей. Действительно, Закон «О военном положении» закрепляет, что все организационные и иные вопросы переходят в введение военного командования.

Г.Ф. Александров считает, что военное положение – это чрезвычайная мера, передающая охрану порядка в стране или части ее в руки военных властей [13, с. 672]. Данный подход отличается от указанных выше, так как впервые предложенное определение описывает военное положение не как особый правовой режим, а как чрезвычайную меру. На наш взгляд, рассматривать военное положение как меру является не совсем целесообразным. Под мерой принято понимать, как средство осуществление чего-либо, изменение чего-то количественного, но не качественного, на наш взгляд мера – это всего лишь масштаб для измерения и оценки явлений в окружающей действительности. Военное положение, по нашему мнению, скорее комплекс мер, устанавливаемых в условиях войны или угрозы войны, и предусматривающих временное ограничение гражданских прав и свобод на территории, где оно вводится. Несомненно, введение режима военного положения связано с комплексом чрезвычайных мер, например, как усиление охраны общественного порядка, создание специальных органов управления (например, оперативный штаб[7]), ограничение прав и свобод граждан и другое, но, на наш взгляд, говорить, что военное положение является чрезвычайной мерой является не совсем верным, скорее всего это оценочное суждение автора, которое не раскрывает сущности военного положения.

Верным, по нашему мнению, будет подход, связанный с определением военного положения, как правового режима, который уже является определённым порядком регулирования в государстве, выражающийся в комплексе правовых средств. В связи с этим стоит рассмотреть подробнее категорию правовой режим, чтобы установить присущие ему признаки, которые не нашли отражения в нынешнем закрепленном понятии военного положения.

Понятие правового режима в целом широко используется в юридической литературе и стало одной из основных категорий права. Главной особенностью является то, что такой режим в принципе основан на праве и вне его рамок не существует, отсюда его и название. Правовой режим возникает во взаимосвязи с событиями, происходящими во многих сферах жизни: политической, экономической, социальной и др. В зависимости от отраслевой принадлежности правовой режим может трактоваться по-разному.

По мнению некоторых авторов, [8, с. 38] наиболее полно отражены признаки правового режима, когда определение содержит следующие элементы:

  1.  во-первых, что это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств;
  2. во-вторых, орган управления в период действия режима должен создать необходимые социальные условия и определенный уровень благоприятности жизнедеятельности для удовлетворения потребностей субъектов права.

Другие авторы указывают на то, что под правовым режимом следует понимать особый правовой порядок регулирования, который устанавливается законодательством и представляется характерным набором правовых средств, способствующих созданию благоприятной обстановки для реализации прав человека и гражданина [144, с. 13.].

Более широко уже трактует правовой режим профессор С.С. Алексеев: правовой режим – это порядок регулирования, содержащийся в комплексе правовых средств, описывающих особое сочетание взаимосвязанных между собой запретов и дозволений [1, с. 184].

В более специальной литературе понятие правового режима от вышеуказанных определений отличает следующие признаки:

  1. правовые и организационные средства используются для установления правового статуса объекта воздействия.
  2. установленный правовой статус направлен на обеспечение непрерывной деятельности общества [13, с. 10].

Касаемо нашей темы, данное определение правового режима наиболее точно описывает военное положение, так как объектом воздействия является личность с ее правами и свободами. Также верно отмечают некоторые авторы о том, что правовой режим вводится в действие по специфическим мотивам с учетом социальной ситуации [4 с. 12]. Все это рассуждения ученых общей теории права, для нас больший интерес представляют подходы ученых административного права.

Корифей административного права Д.Н. Бахрах считает, что под правовым режимом следует считать порядок правового регулирования, который отражает совокупность юридических и организационных средств, используемые в закреплении состояния объектов воздействия и направленный на устойчивое их функционирование в обществе [3, с. 456]. С.Н. Братановский указывает на то, что правовой режим – это порядок регулирования, направленный обеспечение наиболее оптимальной с точки зрения личности, общества и государства реализации субъектами права своих законных интересов [5, с. 33].

Из этого всего можно сделать вывод, что правовой режим сам по себе категория сложная и не имеет единого подхода к его пониманию, так как кто-то определил его, как государственный строй, кто-то как метод правления, как совокупность правил и др. В связи с этим следует присущие признаки правового режима и применять к понятию военного положения, чтобы полностью отразить его содержание. В основном работы, в которых рассматривается режим военного положения, содержат лишь фрагментарное его описание [4, с. 5.]. Это вызывает немалое количество суждений в юридических кругах относительно сущности и понятия военного положения. Не стоит ограничиваться узкоотраслевым подходом к понятию военного положения, это влечет за собой неполное восприятие проблемы.

На наш взгляд оправданно мнение, связанное с тем, что правовой режим представляет из себя правой комплекс средств, так как необходимость в их использование возникает только тогда, когда возникают проблемы в привычных нам общественных отношениях [11, с. 15].

Верно отмечают ученые, что правовой режим преследует определенную цель. Некоторые утверждают, что эта цель направлена на достижение государством идеальной модели общественных отношений [4, с. 12.], в нашем случае поддержание этой модели. Несмотря на разрозненность подходов значимость правовых режимов очевидна.

Из всех вышеперечисленных определений можно сделать вывод, что правовой режим будет обладать следующими признаками:

  1. правовой режим устанавливается законодательством и обеспечивается органами государственной власти;
  2. правовой режим использует правовые средства для решения проблем, влияющих на порядок общественных отношений государства;
  3. средства правового режима создают благоприятные условия в сложившийся ситуации для реализации правового статуса личности.

Что касается военного положения, то на анализе понятий «правовой режим» и «военное положение», можно выделить следующие присущие ему признаки:

  1. имеет нормативно-правовую основу (в настоящее время основным законом, регламентирующим военное положение, является Закон «О военном положении»);
  2. устанавливает правовой статус государственных и иных органов, а также объекта воздействия;
  3. устанавливает порядок взаимодействия между субъектом и объектом воздействия;
  4. ответственность за нарушение режима является обязательным аспектом;
  5. целью такого режима является регулирование социальных связей, учитывая сложившиеся обстоятельства;
  6. временный характер является неотъемлемой особенностью данного режима;
  7. введение такого режима происходит исключительно по решению высшей государственной власти в особых ситуациях;
  8. введение такого режима осуществляется в интересах обороны государства, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности;
  9. охватывает комплекс юридических средств, включающее в себя установление ограничений, приостановлений и дозволений.

Вышеперечисленные примеры понимания военного положения через призму правового режима дают возможность проанализировать подходы к такому определению в разные периоды времени.

Можно сделать вывод, что как бы не подходили ученые к пониманию военного положения, он обладает своими признаками: централизованное руководство, упрощенная процедура принятия решений и применение мер юридической ответственности, ограничение прав и свобод человека и гражданина и другие, которые сформулированы выше.

Как было отмечено ранее, режим военного положения является многоуровневым институтом и включает в себя ряд элементов, которые тесно связаны между собой. Как нам представляется, введение режима военного положения возможно только при наличии особых условий, носящих исключительный характер. По нашему мнению, указанные особые условия следует относить к юридическим фактам, так как именно при юридических фактах возникают особые отношения, а военное положение, в свою очередь, приводит к рождению особых отношений между гражданами и органами государственной власти. Следует понимать, что это не значит то, что военное положение является юридическим фактом, так как юридический факт – это лишь обстоятельство, а сущность военного положения намного глубже, чем это обстоятельство, оно лишь является причиной возникновения особого порядка в обществе. Особые условия, при которых вводится режим военного положения, имеют юридическое значение не сами по себе, они приобретают свое значение в том случае, если могут влиять на поведение людей, которое в дальнейшем меняет характер общественных отношений.

Анализ приведенных фактов свидетельствует о необходимости трактовки авторского понятия военного положения. Военное положение – это временная мера, применяемая в условиях войны или угрозы войны для обеспечения государственной безопасности и поддержания порядка. Оно требует осторожного и сбалансированного применения, с учетом прав и свобод граждан. Введение военного положения должно быть последовательным шагом, направленным на достижение конкретных целей и должно быть ограничено по времени. Итак, по мнению автора под военным положением следует понимать установленный законодательством особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы такой агрессии, устанавливающий особый порядок взаимодействия органов государственной власти, использующей комплекс юридических средств, предусматривающих ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обороны государства или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, а также носящий временный характер. Такое определение, по нашему мнению, достаточно полно отражает сущность военного положения с присущими ему признаками. К признакам военного положения относится: ограничение гражданских свобод и прав (свобода передвижения, свобода выражения мнения и собраний, право на частную собственность и т.д.); переход управления военной администрации, это делается для координации действий военных и гражданских структур, а также для принятия оперативных решений в условиях кризиса; возможность военной мобилизации: Военное положение может предусматривать возможность мобилизации военнослужащих и гражданских лиц для участия в оборонительных или других военных действиях. Но несмотря на количество ограничений, не следует забывать, что военное положение - это временный режим, введенный правительством для обеспечения безопасности и защиты интересов государства.

 

[1] Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 года) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII. – М., 1956. С. 14–47.

[2] Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» (принят Государственной Думой 22 февраля 2022 года, одобрен Советом Федерации 22 февраля 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года № 15-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1247; Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой» (принят Государственной Думой 22 февраля 2022 года, одобрен Советом Федерации 22 февраля 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года № 16-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1248.

[3] Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» (одобрен Государственной Думой 3 октября 2022 года, одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6930.

8. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики» (одобрен Государственной Думой 3 октября 2022 года, одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6931.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» (утвержден постановлением Совета Федерации от 19 октября 2022 года № 462-СФ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 43. Ст. 7381; 7299

[5] Федеральный конституционный закон «О военном положении» (одобрен Государственной Думой 27 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 января 2002 года № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.

[6] ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Министерство обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4368@morfDictionary (Дата обращения 08.07.2023 г.)

[7] Указ Губернатора Омской области от 21.10.2022 № 183 «О создании оперативного штаба Омской области для реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757». Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс»

References

1. Alekseev S.S. General permissions and general prohibitions in Soviet law / Alekseev S. S. - Moscow : Legal lit.., 1989. - 286 p.

2. Artamonov D. N. Institute of Martial Law on Soviet law : Abstract of the dissertation. for the application of a scientist. step. Cand. Jurid. Sciences / Major of Justice Artamonov D. N.; Military.- Jurid. acad. The Soviet Army. Department of Administrative Law. - Moscow : [B. I.] 1951 region: 1950. - 33 p.

3. Bakhrah D. N., Rossiyskiy B. V., Starilov Yu. N. BZO Administrative law: Textbook for universities. - 2nd ed., ed. and add. - M.: Norm, 2005. - 800 p.

4. Belyaeva, G. S. Legal regime: general theoretical research : specialty 12.00.01 «Theory and history of law and the state; history of the teachings of law and the state»: abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Law / Belyaeva Galina Serafimovna. - Kursk, 2013. - 44 p.

5. A large dictionary of official legal terms / [Comp. Fedinsky Yu. I.]. - Moscow : Ekonomika, 2001. - 646 p.

6. Bratanovsky, Sergey Nikolaevich. Special legal regimes of information / S. N. Bratanovsky. - Moscow : Direct Media, 2012. - 173 p.

7. Military administrative law (Military administration) : textbook / M. M. Barannikov, O. G. Bezbabnov, P. I. Gavryushenko [et al.]; edited by V. V. Ershov, O. G. Bezbabnov. - Moscow : Russian State University of Justice, 2022. - 452 p.

8. Dodonov V.N., Rumyantsev O.G. Legal encyclopedic dictionary / [Rumyantsev O. G., Dodonov V. N.]. - Moscow : INFRA-M, 1996. - 374 p.

9. Ivanov Vitaly Alekseevich, Baranova Ekaterina Aleksandrovna The concept of a «special legal regime» // Mari Legal Bulletin. 2016. No.3 (18). pp. 37-39.

10. Korkunov N.M. Russian state law / [essay] by N. M. Korkunov. - 4th edition (without significant changes). - St. Petersburg : Printing house of M. M. Stasyulevich, 1901-1903.

11. Limanskaya, Anna Petrovna. Special legal regimes : general theoretical analysis : abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences : 12.00.01 / Limanskaya Anna Petrovna; [Place of defense: Sarat. gosudaryad. acad.]. - Saratov, 2015. - 30 p.

12. Lunev A.E. Organization of the activities of public administration bodies in 1941-1945 // Sov. State and law. 1975. No. 5. pp. 32-47.

13. Manokhin, V. M. Administrative law of Russia : textbook / V. M. Manokhin. Saratov : AI Pi Er Media, 2011. - 137 p.

14. Political science: Dictionary-reference / Author and comp.: Sanzharevsky I.I. -M., 2010. - 988 p.

15. Political Dictionary / Edited by G. Alexandrov et al. - Moscow : Gospolitizdat, 1940. - 672 p.

16. Popova N.F., Popova N.N. Special administrative and legal regimes : monograph / N. F. Popova, N. N. Popova ; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, State Institution «All-Russian Scientific Research. in-t». - Moscow : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. - 143 p.

17. Rodionov O.S. The mechanism of establishing legal regimes by Russian legislation : abstract of the dissertation of the candidate of Legal sciences : 12.00.01 / Sarat. state Academy. rights. - Saratov, 2001. - 27 p.

18. Rossinsky, Boris Wulfovich. Administrative law : Dictionary-reference : Textbook for university students / B. V. Rossinsky. - Moscow : Unity : Law and Law, 2000. - 270 p.

19. Dictionary of military terms / [Comp. Plekhov A.M.]. - Moscow : Voenizdat, 1988. - 335 p.

20. Economics and law: dictionary-reference / [author.-comp.: L. P. Kurakov, V. L. Kurakov, A. L. Kurakov]. - Moscow : University and School., 2004. - 1070 p.

Login or Create
* Forgot password?