PREVENTION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF CRIMES AND ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED BY MINORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: it is known that crime, as a disease, is easier to prevent than to treat. In this regard, scientific research aimed at studying the basics of prevention and preven-tion of various types of crime is of an urgent, priority nature. The authors' appeal to the problems of preventing crimes and administrative offenses committed by minors is ex-plained by the fact that it is from juvenile offenders that an adult contingent of criminals is formed in the future. Juvenile delinquents join the ranks of adult criminals in the future. In this regard, the internal affairs bodies should pay increased attention to the prevention of crime and administrative delinquency of minors. Materials and Methods: the normative basis of this study was formed by such legal acts as the decree of the President of Russia "On the declaration of the Decade of Child-hood in the Russian Federation" (2017), the Plan of the main activities carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027 (2021), etc. The pa-per uses official up-to-date statistical data characterizing juvenile delinquency and admin-istrative delinquency. The key research methods were the method of description, the com-parative legal method, the method of statistical data analysis and others. The Results of the Study: after analyzing the data of the official statistics, the au-thors conclude that, in general, the commission of property crimes is characteristic of mi-nors in most cases. In addition, in recent years, there has been a tendency for these persons to commit crimes and administrative offenses related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Violent crimes (murder, rape, injury to health) are still com-mitted by minors, but to a lesser extent. The paper analyzes the current regulatory legal acts affecting the prevention of juvenile delinquency. The authors especially emphasize that the majority of structural divisions of the internal affairs bodies deal with the preven-tion of juvenile delinquency. However, the main importance in the prevention of juvenile delinquency belongs to juvenile affairs units and temporary detention centers for juvenile delinquents. Findings and conclusions: having considered the key issues of prevention by the internal affairs bodies of crimes and administrative offenses committed by minors, the au-thors conclude that the prevention of such destructive behavior of children and adoles-cents should become one of the key directions of modern youth policy of our country.

Keywords:
crime prevention, internal affairs agencies, criminological prevention, juvenile delinquen-cy, youth policy, administrative delinquency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Под преступлениями и административными правонарушениями несовершеннолетних следует подразумевать самостоятельный вид преступности и административной делинквентности, обусловленный особенностями количественных и качественных показателей, их состояния и развития, а также личностными особенностями правонарушителя в возрасте 14–17 лет [1, c. 206].

Опираясь на данные официальной статистики, можно заключить, что несовершеннолетние значительно реже, чем взрослые, совершают противоправные деяния.
Согласно официальным статистическим данным, представленным МВД России, в 2020 г. было выявлено 33 тыс. 575 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления[1]; в 2021 г. их число составило 29 тыс. 126 человек[2]. Однако это только зарегистрированные данные. Большое количество правонарушений и, соответственно, правонарушителей остаются неучтенными, латентными по тем или иным причинам
[2, c. 215].

Главная опасность преступности и административной делинквентности несовершеннолетних кроется в том, что именно из несовершеннолетних правонарушителей в дальнейшем формируется взрослый контингент преступников. Малолетние преступники пополняют в будущем ряды взрослых преступников. В этой связи органы внутренних дел должны уделять повышенное внимание предупреждению преступности и административной делинквентности несовершен­нолетних лиц [3, c. 61].

Из официальных статистических данных МВД России, характеризующих состояние преступности в стране за 2019–2021 гг., следует, что в настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества совершаемых несовершеннолетними преступлений. В 2019 г. ими или при их соучастии со­вершено 41 тыс. 548, в 2020 г. – 37 тыс. 771, в 2021 г. – 29 тыс. 126 преступлений [3].

Говоря о правонарушителях, относящихся к категории совершенных несовершеннолетними, авторы настоящего пособия полагают необходимым обозначить возрастные границы данной группы. Когда речь идет об уголовной ответственности, то следует помнить о том, что общим возрастом привлечения к уголовной ответственности является возраст 16 лет, а за отдельные виды преступлений (такие, как убийство, кража, изнасилование, разбой, угон транспортного средства и иное) – 14 лет.

В свою очередь, административная ответственность, как известно, наступает с 16 лет, при этом, согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела лицо от 16 до 18 лет (несовершеннолетний), совершившее административное правонарушение, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть освобождено от административной ответственности с применением соответствующих мер воздействия.

Таким образом, следует констатировать, что к уголовной и административной ответственности могут быть привлечены несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.

Снижаются также показатели административной делинквентности не­совершеннолетних. Федеральная служба государственной статистики приводит данные, согласно которым наблюдается тенденция к снижению количества несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений. Так, если в 2018 г. число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений, составило 150 тыс. 318 человек, то аналогичный показатель 2020 г. составил 107 тыс. 273 человека[4].

Особое внимание сотрудники правоохранительных органов должны уделить вопросу предупреждения преступлений, связанных с вовлечением не­совершеннолетних в противоправные действия (таблица)[5]. Именно правонарушения, совершаемые взрослыми людьми, способствуют тому, что у подростков зарождается желание совершать противоправные, уголовно и адми­нистративно наказуемые деяния.

 

Таблица.

Количество зарегистрированных преступлений, связанных

с вовлечением несовершеннолетних в противоправные действия,

за 2018–2021 гг. в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеризуя современное состояние преступности среди несовершен­нолетних, МВД России и Генпрокуратура России отмечают следующее[6]:

 в настоящий период наблюдается тенденция к снижению преступ­ности среди лиц, не достигших 18-летнего возраста (-15,6 % в сравнении с 2020 г.);

 снижается число ежегодно выявляемых несовершеннолетних лиц, совершивших преступление (-22,9 % в сравнении с 2020 г.);

 основную массу несовершеннолетних правонарушителей состав­ляют школьники и студенты (около 70 %). Такая закономерность объясняется тем, что форма занятости лиц данного возраста, как правило, заключается именно в получении образования в школе, техникуме (училище) или в вузе. Кроме этого, в силу действия ст. 43 Конституции Российской Федерации ро­дители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение несо­вершеннолетними детьми основного общего образования[7];

– четверть несовершеннолетних правонарушителей ранее совершала преступления (24,7 %). Данный показатель раскрывает общественную опасность, которая кроется в преступности несовершеннолетних, ведь именно из несовершеннолетних правонарушителей в дальнейшем формируется взро­слый контингент преступников. Каждое четвертое выявленное несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление, ранее совершало уголовно наказуемое деяние, что свидетельствует о преступной мотивации молодых правонарушителей и устоявшейся преступной направленности деяний;

– около половины всех преступлений несовершеннолетние совершают в группе (47,1 %), что характерно именно для данного возрастного периода, поскольку подростки часто нуждаются в поддержке своих поступков, в одобрении со стороны. Для них важно быть членом команды даже несмотря на то, что участники такой команды совершают противоправные деяния;

– как и взрослые преступники, определенная доля несовершеннолетних лиц совершает преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (11,9 %). Алкоголь и наркотические средства особенно пагубно сказываются на представителях молодого поколения, при их употреблении начинают проявляться яркие эмоции, появляются резкое возбужде­ние и быстрое торможение процессов мышления, человек перестает себя контролировать. Некоторых преступлений удалось бы избежать, если бы не нахождение лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

– реже совершается вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий (-5,6 % в сравнении с 2020 г.).

В целом для несовершеннолетних в большинстве случаев характерно совершение имущественных преступлений, таких как кражи, грабежи и угон транспортных средств. Кроме этого, в последние годы стала наблюдаться тенденция к совершению малолетними преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Насильственные преступления (убийства, изнасилования, причинение вреда здоровью) по-прежнему совершаются несовершеннолетними, однако в меньшей степени.

Понимая значимость и необходимость борьбы с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними, законодатель уделяет особое внимание правовому регулированию вопроса профилактики правонарушений подростков. Так, в настоящий период действует целая система нормативно-пра­вовых актов, принятых на различных уровнях (от федерального до муниципального), которые направлены на урегулирование вопросов предупреждения противоправного поведения детей и подростков.

На федеральном уровне первостепенное значение имеет упоминавшийся выше Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» изменениями и дополнениями). Согласно статье 2 этого закона, основными задачами де­ятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, на­ходящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщест­венных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Согласно нормам названного федерального закона, к субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся, в частности:

1) государственные органы, такие как органы внутренних дел, следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные ин­спекции, органы управления социальной защитой населения, федеральные и региональные органы власти, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы службы занятости;

2) муниципальные органы, в том числе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; муниципальные органы, осуществляющие уп­равление в сфере образования; органы по делам молодежи;

3) общественные институты и организации, например, образовательные организации; медицинские учреждения; органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; общественные объединения.

Особое внимание следует уделить Указу Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Феде­рации Десятилетия детства»[8] (на основании данного акта издано рас­поряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утвер­ждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»)[9]. В названных документах указывается, что в настоящий период созданы новые государственные и общественные институты, направленные на предупреждение наиболее серьезных угроз обеспечению прав детей. Учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов страны создан институт по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые в России про­ведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

Утвержденный план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, предусматривает участие органов внутренних дел в реализации, в частности, таких мероприятий, как: совершенствование системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе ор­ганизационно-методическая поддержка объединений юных инспекторов дви­жения и юношеских автомобильных школ; совершенствование механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, включая мероприятия по противодействию криминализации подро­стко­вой среды, и ряд других мероприятий.

Каждый орган или иной субъект профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляет деятельность по предупреждению данного не­гативного социального явления в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством [4, c. 561].

На региональном уровне действует закон Иркутской области от 12 ноября 2007 г. № 100-ОЗ «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области и осу­ще­ствления ими отдельных государственных полномочий» (с изменениями и дополнениями)[10].

На муниципальном уровне данный вопрос регулируется постановлением Администрации города Иркутска от 16 июля 2019 г. № 031-06-527/9 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского, Октябрьского, Правобережного, Свердловского административных округов города Иркутска»[11].

В работе, направленной на предупреждение противоправной деятельности несовершеннолетних, координирующая функция принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, что обус­лов­лено той компетенцией, которой наделены указанные комиссии законо­дателем[12]. В частности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пре­делах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) готовят совместно с соответствующими органами или уч­реждениями, материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с со­держанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных уч­реждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением.

Особое место в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних занимают органы внутренних дел, что обусловлено их предназначением, особыми полномочиями и рядом специальных подразделений, созданных именно в целях осуществления превентивной работы с детьми и подростками (подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел) [5, c. 237]. Однако следует учитывать, что вопрос профилактики правонарушений, совершаемых подростками, находится в компетенции многих органов, служб, ведомств и общественных институтов, и в этой связи для органов внутренних дел очень важно выстраивать взаимодействие как с иными государственными органами власти и органами местного самоуправления, так и с представителями общественности. Следует помнить, что вопросы предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, регулируются рассмотренными и многими иными нормативно-правовыми актами различных уровней власти, и в сво­ей работе органы внутренних дел должны опираться на них и руководствоваться установленными положениями.

Вопросами предупреждения правонарушений несовершеннолетних занимается большинство структурных подразделений органов внутренних дел. Однако основное значение в предупреждении преступности подростков принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [6, c. 214].

Руководствуются указанные подразделения различными нормативно-правовыми актами, в том числе  Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями), определяющим назначение полиции, основные направления, принципы и правовую основу ее деятельности, права и обязанности сотрудников полиции, основания применения к правонарушителям физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и иное.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел свою деятельность строят на основании приказа МВД России от 15 ок­тября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Согласно этому нормативно-правовому акту, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении установленной категории несовершеннолетних, к которым, в частности, относятся лица, не достигшие 18 лет и:

а) потребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;

б) совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

в) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

г) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, с назначением судебного штрафа, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;

д) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого нас­тупает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Важно отметить, что индивидуальная профилактическая работа проводится не только с установленной законом категорией подростков, но и их родителями (иными законными представителями несовершеннолетних), если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [7, c. 179].

Многочисленными исследованиями подтверждено, что при форми­ровании личности ребенка особую роль играет семейный фактор, который проявляется не в том, является семья полной или неполной, а в том, является семья благополучной или неблагополучной, т. е. имеются ли внутрисе­мейные конфликты и недостаток внимания родителей по отношению к сво­им детям [8, c. 131]. Профилактическая работа только тогда будет иметь результат, когда она проводится не только с самим подростком, нарушившим закон, но и с его родителями, членами его семьи. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения таких правонарушений зак­лючается в проведении ранней индивидуальной про­филактики. Основой ран­ней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей и своев­ремен­ное выявление типичных кризисных ситуаций у подростков [9, c. 130]. Вовремя за­меченные отклонения в поведении детей и правильно организованная по­мощь, исходящая от субъектов профилактики, важное место среди которых занимают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к совершению административных правонарушений и преступлений.

Кроме осуществления индивидуальной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних наделены рядом иных полномочий, в том числе такими как:

1) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям либо к потреблению нар­котических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или употреблению одурманивающих веществ, или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обу­чению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в ус­тано­влен­ном порядке внесение предложений о применении к ним мер, пре­дусмот­ренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) осуществление в пределах своей компетенции мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направление таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профила­ктики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

3) участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Центры временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей в своей деятельности руководствуются, в частности, приказами МВД России от 9 апреля 2013 г. № 198 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении не­совершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» (с изменениями и дополнениями), от 1 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей».

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями), в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в слу­чаях, предусмотренных законом;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных уч­реждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако, вследствие удаленности места их проживания, не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного законом;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не ус­тановлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания, не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного законом;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако, вследствие удаленности места их проживания, не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного законом.

К основным задачам центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей относятся:

1) обеспечение круглосуточного приема и временного содержания не­совершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений;

3) доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспита­те­­льные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, нами рассмотрены ключевые вопросы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. По нашему мнению, профилактика подобного деструктивного поведения детей и подростков должна стать одним из ключевых направлений современной молодежной политики нашей страны [10, c. 113].

 

[1] Состояние преступности в России за январь – декабрь 2020 г. // Офиц. сайт МВД Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 11.01.2023).

[2] Состояние преступности в России за январь – декабрь 2021 г. // Офиц. сайт МВД Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports/item/ 28021552/ (дата обращения: 11.01.2023).

[3] Состояние преступности за 2018–2021 гг. // Офиц. сайт МВД Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 11.01.2023).

[4] Официальная статистика «Семья, материнство и детство» // Офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения: 11.01.2023).

[5] Состояние преступности за 2018—2021 гг. // Офиц. сайт МВД Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 11.01.2023).

[6] Состояние преступности в России за январь – декабрь 2019 г. // Офиц. сайт Ген. прокуратуры Рос. Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/­upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

[7] Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) (В редакции указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2022).

 

[8] Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ президента Рос. Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

[9] Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 23 янв. 2021 г. № 122-р // СЗ РФ. 2021. № 5. Ст. 914.

[10] О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области и осуществления ими отдельных государственных полномочий : Закон Ирк. обл. от 12 нояб. 2007 г. № 100-ОЗ: в ред. закона Ирк. обл. от 1 апр. 2021 г. № 20-ОЗ // Областная. 2007. № 133.

[11] О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского, Октябрьского, Правобережного, Свердловского административных округов города Иркутска : постановление Администрации города Иркутска от 16 июля 2019 г. № 031-06-527/9 // Консорциум Кодекс : сайт. https://docs.cntd.ru/ document/561435923/titles/L1SV7C (дата обращения: 13.05.2023).

[12] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ: в ред. федер. закона от 24 апр. 2020 г. № 147-ФЗ. // Гарант : сайт. https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 13.05.2023).

References

1. Pisarevskaya E. A. O nekotoryh kriminologicheski znachimyh pokazateljah prestupnosti nesovershenno-letnih v Rossijskoj Federacii [On some criminologically significant indicators of ju-venile delinquency in the Russian Federation]. Ugolovnaja justicija - Criminal Justice. 2018, no. 11, pp. 206-209.

2. Cherednichenko E.E. Prestupnost' nesovershennoletnih: sovremennyj vzgljad na problemu [Juvenile delinquency: a modern view of the problem]. Uchenye zapiski - Scientific notes. 2022, no. 2 (42), pp. 214-217.

3. Simonova O.I. Profilaktika ucheta nesovershennoletnih v OVD: dostoinstva i nedostatki [Prevention of registration of minors in the Department of Internal Affairs: advantages and disad-vantages]. Sovremennaja shkola Rossii. Voprosy modernizacii - Modern school of Russia. Modern-ization issues. 2022, no. 4-2 (41), pp. 60-62.

4. Pasko D.V. Prestupnost' nesovershennoletnih i ee preduprezhdenie [Juvenile delinquency and its prevention]. Alleja nauki - Alley of Science. 2021, vol.2, no. 6 (57), pp. 559-565.

5. Valuiskov N.V. Problemnye aspekty dejatel'nosti otdelov po delam nesovershennoletnih MVD Ros-sii po profilaktike prestupnosti nesovershennoletnih [Problematic aspects of the activities of the departments for juvenile affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the preven-tion of juvenile delinquency]. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava - Issues of Russian and international law. 2022, Vol. 12, no. 6A, pp. 236-242.

6. Panasenko V.N. K voprosu jeffektivnosti dejatel'nosti centrov vremennogo soderzhanija nesovershennoletnih pravonarushitelej [On the issue of the effectiveness of the temporary detention centers for juvenile offenders]. Jurist#-Pravoved# - Jurist-Pravoved. 2021, no. 4 (99), pp. 213-215.

7. Fomicheva A.S. Organizacija profilakticheskoj raboty inspektora podrazdelenija po delam nesover-shennoletnih s roditeljami ili inymi zakonnymi predstaviteljami nesovershenno-letnih [Or-ganization of preventive work of the inspector of the juvenile affairs unit with parents or other legal representatives of minors]. Policija i obshhestvo: problemy i perspektivy vzaimodejstvija - Police and society: problems and prospects of interaction. 2021, no. 3, pp. 177-182.

8. Sidorova E.Z. O nekotoryh sposobah i mehanizmah reshenija problem bezopasnosti obra-zovatel'noj sredy [About some ways and mechanisms of solving problems of safety of the educa-tional environment]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no. 1 (100), pp. 128-139.

9. Petrenko E. L. Rol' sem'i v profilaktike prestuplenij i pravonarushenij sredi nesovershen-noletnih [The role of the family in the prevention of crimes and offenses among minors]. Pedagog-icheskaja nauka i praktika - Pedagogical science and practice. 2017, no. 2 (16), pp. 128-134.

10. Baal N.B. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika kak instrument profilaktiki politich-eskogo jekstremizma v molodezhnoj srede [State youth policy as a tool for the prevention of politi-cal extremism in the youth environment]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Vestnik of Tver State University. Series: Philosophy. 2021, no. 4 (58), pp. 106-115.

Login or Create
* Forgot password?