CERTAIN POWERS OF THE OPERATIONAL UNITS OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES TO CARRY OUT PREVENTIVE WORK WITH PERSONS UNDER ADMINISTRATIVE DETENTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article discusses some of the powers of individual operational units of the internal affairs bodies (to counter extremism, to control drug trafficking) in the implementation of administrative supervision of persons released from prison. Materials and methods: the legal basis of the study was made up of legislative acts in the field of crime prevention and departmental normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia regulating the activities of internal affairs bodies for the prevention of crimes and offenses. The methodological basis of the research was general scientific and special methods of scientific cognition, such as formal-logical, systemic, structural-functional, comparative-legal and others. The Results of the study: the analysis of the regulatory framework regulating the activities of anti-extremism and drug trafficking units showed insufficient regulation of their powers to carry out operational and preventive control over persons under administrative supervision. Findings and Conclusions: it is proposed to introduce amendments and additions to the regulatory legal acts regulating the activities of anti-extremism and drug control units in terms of specifying their powers to carry out preventive work with persons under administrative supervision who have committed crimes in the field of drug trafficking, terrorist nature and extremist orientation.

Keywords:
administrative supervision, operational units, internal affairs bodies, powers, prevention, crime prevention, terrorist and extremist crimes, drug trafficking, recidivism
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

 

Анализ показывает, что значительная часть лиц, освобожденных из мест лишения свободы, находящихся под административным надзором[1], в период отбывания наказания в местах лишения свободы допускали нарушения режима, после освобождения на путь исправления не встали, склонны к совершению правонарушений и преступлений, в связи с этим представляют оперативный интерес для органов внутренних дел. Так, согласно статистическим сведениям за 2022 год примерно четвертая часть (24,4%; 28901) лиц, состоящих под административным надзором, вновь совершили преступления, прирост по сравнению с 2021 годом составляет 2,1 %[2]. Причем 54,8 % из них составляют поднадзорные лица, совершившие преступления, не связанные с нарушением административного надзора по ст. 314.1 УК РФ[3]. То есть более половины лиц названной категории, находясь под административным надзором, вновь совершили преступления, что свидетельствует об их устойчивой противоправной ориентации и умышленном игнорировании установленных правовых норм. В связи с этим в отношении данной категории лиц требуется проведение усиленной профилактической работы сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел (далее – ОВД).

Задача предупреждения преступлений закреплена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Указанную задачу сотрудники оперативных подразделений решают путем применения оперативно-разыскных сил, средств и методов к лицам, от которых можно ожидать совершения преступлений с учетом негативной характеристики их личности, антиобщественного образа жизни, предшествующего преступного поведения и др. Специальная задача по предупреждению совершения поднадзорными лицами новых преступлений и правонарушений обозначена в ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[4] (далее – Закон об административном надзоре).

В литературе имеется значительное количество научных публикаций по вопросу административного надзора, в которых рассматривались организация такой деятельности преимущественно подразделениями по охране общественного порядка территориальных органов МВД России (участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, государственной инспекции по безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы полиции, по осуществлению административного надзора и др.).

Вопросам деятельности оперативных подразделений по осуществлению профилактической работы с поднадзорными лицами (за исключением уголовного розыска) было уделено недостаточно внимания. По всей видимости, это связано со сложившейся практикой проведения профилактической работы с названной категорией лиц преимущественного сотрудниками уголовного розыска (по сравнению с другими оперативными подразделениями ОВД).

 

 

На наш взгляд, это во многом объясняется следующими причинами:

– борьба с рецидивной преступностью, а также с половыми преступлениями против несовершеннолетних[5] относится к компетенции подразделений уголовного розыска[6];

– в научной литературе оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определяется как специфическое направление деятельности именно указанных оперативных подразделений [1; 2, с. 41].

Вместе с тем анализ законодательства позволяет заключить, что в осуществлении профилактической работы с поднадзорными лицами необходимо участие и других оперативных подразделений во взаимодействии с иными службами и подразделениями ОВД. В 2017 году Закон об административном надзоре (ч. 1 и ч. 2 ст. 3) был дополнен изменениями, расширяющими круг лиц, в отношении которых в обязательном порядке устанавливается административный надзор[7]: лицами, совершившими преступления террористического характера и экстремистской направленности[8], а также лицами, совершившими преступления в сфере незаконного оборота наркотиков[9].

Включение названных категорий лиц в перечень объектов административного надзора, на наш взгляд, указывает на необходимость проведения профилактической работы с поднадзорными лицами по компетенции сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму (далее – ППЭ) и по контролю за оборотом наркотиков (далее – ПКОН).

Противодействие экстремизму и незаконному обороту наркотиков являются одними из основных задач органов внутренних дел[10]. На профилактическую работу с данной категорией лиц нацеливают положения документов стратегического планирования в рассматриваемых сферах[11]. В связи с этим в настоящей статье нами предпринята попытка обозначить отдельные полномочия некоторых оперативных подразделений ОВД (ППЭ, ПКОН) по участию в осуществлении контроля за лицами, в отношении которых установлен административный надзор.

Изучение нормативных правовых актов, связанных с осуществлением административного надзора и предупреждением преступлений показало, что полномочия оперативных подразделений территориальных органов МВД России по организации работы с поднадзорными лицами в названных документах указаны применительно ко всем подразделениям, правомочным осуществлять оперативно-разыскную деятельность (далее – ОРД), без разграничения их компетенции, в том числе относительно их уровня (региональный или районный) в системе МВД России[12].

Согласно нормативным документам территориальные органы МВД России на районном уровне должны осуществлять контроль за соблюдением поднадзорными лицами установленных для них запретов и ограничений[13]. То есть, с одной стороны, имеющиеся ведомственные нормативные правовые акты МВД России закрепляют полномочия ППЭ и ПКОН, по участию в осуществлении административного надзора как подразделений, правомочных на осуществление ОРД[14]. С другой стороны, в ведомственных нормативных правовых актах МВД России, определяющих правовой статус указанных подразделений[15], полномочия по организации профилактической работы с лицами, осужденными за преступления по линии незаконного оборота наркотиков, террористического характера и экстремистской направленности, в отношении которых установлен административный надзор, указаны не в полном объеме. По нашему мнению, недостаточное внимание ведомственного нормодателя на необходимость организации работы по осуществлению профилактического воздействия на названную категорию лиц, сказывается на уровне профилактической работы с ними не лучшим образом.

Согласно опросам сотрудников уголовного розыска, выполняющих основной объем работы по участию в осуществлении контроля за поднадзорными лицами[16], определено, что данная категория оперативных сотрудников не в полной мере осуществляют профилактическую работу с указанной категорией лиц, ссылаясь на наличие специализированных подразделений (ППЭ, ПКОН). В связи с этим лица, совершившие преступления террористического характера и экстремистской направленности, находящиеся под административным надзором, остаются без достаточного внимания со стороны оперативных подразделений.

Между тем, представляется, что необходимость осуществления целенаправленной профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором, судимыми за указанные категории преступлений, не вызывает сомнений. Согласно статистическим сведениям по итогам 2022 года под административным надзором состояло 1 174 лиц, имеющих судимость за преступления террористического характера, 152 – совершивших преступления экстремистской направленности, и 429 – совершивших два и более преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ[17]. Думается, что ежегодно количество лиц, рассматриваемой категории, подпадающих под административный надзор, будет только увеличиваться. Несмотря на это, количество лиц рассматриваемой категории в общем числе лиц, состоящих под административным надзором (116 120), относительно небольшое и проведение в отношении них индивидуальной профилактической работы не потребует привлечения значительных сил и средств подразделений ППЭ и ПКОН.

На основании изложенного, с целью совершенствования деятельности по участию в осуществлении административного надзора, авторами рассмотрены некоторые положения, раскрывающие полномочия подразделений ППЭ и ПКОН в части организации и проведения профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором (по компетенции), с учетом уровня (региональный, районный) функционирования оперативного подразделения.

Так, предлагается внести в нормативные правовые акты МВД России следующие дополнения[18]:

Начальники (руководители) ПКОН и ППЭ территориальных органов
МВД России на региональном уровне:

  1. обеспечивают ежемесячный анализ проводимой работы сотрудниками подконтрольных подразделений, а также эффективность принимаемых мер по предупреждению и пресечению совершения преступлений и правонарушений поднадзорными лицами;
  2. взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта, другими государственными органами по вопросам организации и осуществления административного надзора;
  3. вносят руководству территориального органа МВД России на региональном уровне предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений поднадзорными лицами;
  4.  участвуют в подготовке и проведении оперативно-профилактических мероприятий (далее – ОПМ) по предупреждению преступлений поднадзорными лицами;
  5. оказывают методическую и практическую помощь сотрудникам подконтрольных подразделений;
  6. готовят материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов на заседаниях Коллегий, оперативных совещаниях, а также методические рекомендации, обзоры, указания по совершенствованию данного направления деятельности;
  7. организуют ведение учета лиц, состоящих под административным надзором, а также подпадающих под его действие (по компетенции);
  8. во взаимодействии с подразделениями участковых уполномоченных полиции (далее – УУП) организуют работу по проверке лиц, состоящих под административным надзором, по месту их жительства (пребывания) и работы (по компетенции).

Сотрудники подразделений ПКОН и (или) сотрудники полиции, ответственные за данное направление деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне:

  1. поддерживают взаимодействие с УУП и сотрудниками других подразделений по выявлению преступлений, совершаемых поднадзорными лицами. Принимают участие в проведении совместных комплексных ОПМ;
  2. осуществляют в установленном порядке розыск поднадзорных лиц;
  3. при проведении мероприятий по раскрытию неочевидных преступлений особое внимание уделяют проверке на причастность к их совершению поднадзорных лиц;
  4. осуществляют в ходе ОРД мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых поднадзорными лицами;
  5. выявляют при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – ОРМ) причины и условия, способствующие совершению преступлений поднадзорными лицами;
  6. в ходе проверки поднадзорных лиц при выявлении признаков наркотического опьянения обеспечивают доставление в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования;
  7. информируют сотрудников по осуществлению административного надзора о полученной в отношении поднадзорных лиц информации.

Придание указанным положениям легитимного статуса представляется возможным посредством издания нормативного правового акта (приказа) руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне в рамках предоставленных ему полномочий[19]. Это упростит процедуру и уменьшит время реализации названных предложений по сравнению с инициированием внесения изменений и дополнений в Порядок осуществления административного надзора.

В заключение отметим следующее. Авторы отдают себе отчет в том, что предлагаемые ими дополнения полномочий подразделений ППЭ и ПКОН в части осуществления административного надзора возможно не свободны от недостатков и в известной степени вызовут нарекания на этапе правовой экспертизы проекта приказа (дублирование отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, указание некоторых функций, не закрепленных в статусных документах, определяющих полномочия подразделений ППЭ, ПКОН и др.).

Для минимизации подобных вопросов с целью системного урегулирования деятельности оперативных подразделений по участию в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в части уточнения их функций по реализации задач по предупреждению совершения такими лицами преступлений и других правонарушений, оказанию на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, полагаем необходимым внесение соответствующие изменений и дополнений[20] в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие участие оперативных подразделений ОВД в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Реализация таких предложений, по нашему мнению, повысит эффективность деятельности оперативных подразделений ОВД по осуществлению профилактической работы с лицами, состоящими под административным надзором.

 

[1] В тесте статьи наряду со словосочетанием «лица, освобожденные из мест лишения свободы, находящиеся под административным надзором» как синонимичные понятия будут использоваться – «лица, состоящие под административным надзором», «поднадзорные лица».

[2] Всего под административным надзором по итогам 2022 года состоит 117994 лиц.

[3] Сведения ГИАЦ МВД России. URL: http: //csi/modules.php?name=ReglDocs&go= view&fid (дата обращения: 25.03.2023).

[4] Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/ (дата обращения: 25.03.2023). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

[5] В Законе об административном надзоре (ч. 2 ст. 3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего указываются в качестве оснований для установления административного надзора.

[6] Вместе с тем в законе в числе оснований также названы преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от их видов.

[7] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217311/ (дата обращения: 18.01.2023); О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 252-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. URL:. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221234/ (дата обращения: 18.01.2023).

[8] В категорию лиц, в отношении которых административный надзор устанавливается независимо от наличия определенных оснований, были включены лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст.  150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ.

[9] В категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, были включены лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость, за совершение двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.

[10] Материалы расширенного заседания Коллегии МВД России по итогам 2022 года. // URL: https://мвд.рф/document/28589840 (дата обращения: 23.03.2023).

[11] Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : Указ Президента России от 29 мая 2020 г. № 344 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353838; Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента России от 23 ноября 2020 г. № 733 // КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368501/ (дата обращения: 18.01.2023).

[12] Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс» (далее – Порядок осуществления административного надзора); приказ МВД России от 29 марта 2018 г. № 186 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению розыска лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его» // Текст документа опубликован не был; приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений».

[13] Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

[15] Приказ МВД России от 16 сентября 2013 г. № 714 «Об утверждении Типового положения о центре (группе) по противодействию экстремизму территориального органа МВД России на региональном уровне и примерной модели организационного построения центра по противодействию экстремизму территориального органа МВД России на региональном уровне» // Текст документа опубликован не был; приказ МВД России от 30 апреля 2016 г. № 219 «Об утверждении Типового положения о подразделении по контролю за оборотом наркотиков территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне» // СПС «КонсультантПлюс».

[16] В сравнении с другими подразделениями ОВД, уполномоченными на осуществление ОРД.

[17] Сведения ГИАЦ МВД России // URL: http: // csi/modules.php?name=ReglDocs&go =view&fid (дата обращения: 23.03.2023).

[18] С учетом ограниченного объема настоящей статьи предложения, расширяющие полномочия подразделений ППЭ и ПКОН по проведению профилактической работы с поднадзорными лицами, приводятся в тезисном виде без конкретизации.

[19] Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // КонсультантПлюс : сайт. URLhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/93e645a81fb382660d1b86474c4f3eb6b758e23f/ (дата обращения: 19.11.2022).

[20] Указанные предложения связаны только с полномочиями подразделений ППЭ и ПКОН.

 

References

1. Bokhinskaya E. S., Kozlov I. V. Obstojatel'stva, vlijajushhie na osushhestvlenie operativno-profilakticheskogo nabljudenija za licami, osvobozhdennymi iz ispravitel'nyh uchrezhdenij [Circumstances affecting the operational and preventive supervision of persons released from prison.]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23215078 (date of application:19.03.2023).

2. Babushkin A. A. Teoretiko-pravovye osnovy operativno-rozysknogo kontrolja organov vnutrennih del za licami, sklonnymi k soversheniju prestuplenij: preprint [Theoretical and legal foundations of operational and investigative control of internal affairs bodies over persons prone to committing crimes: preprint]. Moscow, FGKU VNII MVD of Russia, 2022. (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?